0
3101
Газета Тенденции Интернет-версия

29.06.2016 00:01:00

Иконы тоже воевали

Елена Рыйгас

Об авторе: Елена Рыйгас – религиовед.

Тэги: великая отечественная война, рпц, блокада ленинграда, церковь, клерикалы, священная война


великая отечественная война, рпц, блокада ленинграда, церковь, клерикалы, священная война «Пояс Славы» Ленинграда дублируется «поясом» храмов и маршрутов крестных ходов. Фото с сайта www.mitropolia.spb.ru

На протяжении последних 10 лет «Зеленый пояс Славы», создание которого относится к 60–80-м годам XX века, через полстолетия оказался продублированным «церковным» поясом, состоящим из храмов, поклонных крестов и маршрутов крестных ходов, устраиваемых православными верующими. Вслед за конфессиональной перемаркировкой воинских мемориалов ожидается пересмотр истории в сторону абсолютизации решающей роли если не духовенства, то почитаемых православных святынь в обороне и освобождении города от блокады.

Усиление присутствия религиозных, преимущественно православных, деятелей в мемориальных мероприятиях, связанных с военной тематикой, уже несколько лет назад историк и священнослужитель дьякон Александр Мусин обозначил как попытку «воцерковить Неизвестного Солдата». Эту же тенденцию конфессионализации основных достижений Красной армии в годы войны отметила религиовед Светлана Алейникова, проследив на примере официальной риторики семантический сдвиг с «подвига» на «жертвенность», которая, по мнению клерикалов, могла мотивироваться только православной верой. При этом, как отмечает Мусин, воцерковление Неизвестного Солдата основывается на представлении о «канонической территории» РПЦ, что и объясняет ту легкость, с какой сейчас происходит церковная приватизация основных элементов военно-мемориальной семиотической структуры, созданной в советские годы (когда Россия начиная с 1918 года была «канонической территорией» государственного атеизма).

Светлана Алейникова обратила внимание на то, что в своих проповедях священнослужители делают акцент на победе русского духа, напрочь исключая материальные факторы военного успеха: индустриализацию и перенос производства в тыл, благодаря чему в середине войны был достигнут перевес в оружейной и технической мощи. Телеологические религиозные легенды, объясняя и обосновывая роль православия в победе над фашистской Германией, тоже пренебрегают технологическими деталями. Например, Ленинград якобы выстоял в годы войны только потому, что вдоль его границ крестным ходом была пронесена (или транспортирована на самолете) Казанская икона Божьей Матери. Затем эта икона была привезена в Сталинград, где ее перемещали по самым опасным участкам фронта. Успех Сталинградской битвы, согласно этому сказанию, был предопределен молебнами генералитета и солдат перед иконой. Тихвинской иконе Божьей Матери, похищенной немцами во время войны и возвращенной в Россию только в 2004 году, тоже приписываются достижения одновременно в двух операциях советского командования. После воздушного крестного хода с этой иконой якобы началось отступление немцев от Москвы. Затем Тихвинская икона способствовала успеху Тихвинской наступательной операции 10 ноября 1941 года, в ходе которой немецким войскам не удалось соединиться с финскими.

Фольклорное сознание не могло пройти мимо такого важного события в мировой истории, как Дорога жизни по Ладожскому озеру. Несмотря на то что воздушные и водные перевозки через акваторию озера начались в первые же дни войны, ведущая роль в спасении населения осажденного города отводится иконе Божьей Матери «Невская скоропослушница», поскольку в день ее церковной памяти, 22 ноября 1941 года, началась доставка грузов по льду Ладожского озера и, как утверждают экскурсоводы храмов, «в Ленинград стал поступать хлеб, и люди были спасены от голода». Именно в этой религиозной легенде раскрывается механизм мифотворчества. Благодаря СМИ, делающим акцент только на действии ледовой трассы (с ноября 1941 по апрель 1942 года и с декабря 1942 по январь 1943 года), в массовом сознании Дорога жизни действительно часто отождествляется только с переправкой грузов по замерзшему озеру.

Но кроме ледовой, как уже говорилось, была еще водная и воздушная навигация. Организация всех трех видов перевозки требовала неимоверных усилий тысяч военных, инженеров и сотен ученых, не говоря уже о синхронизации административных и военно-стратегических ресурсов. Мифотворческая же логика основывается на простом календарном совпадении начала действия ледовой трассы и церковного празднования одной из почитаемых православных икон, хотя сразу же возникает несколько вопросов: какая роль отводится в патриотической церковной историографии Владимирской иконе, празднование которой приходится на 8 сентября? Сопоставляется ли начало «смертного времени» вследствие снижения норм выдачи хлеба с 20 ноября с близко расположенным церковным праздником в честь «Невской скоросполушницы»? И как тогда можно интерпретировать важную для ленинградцев дату 25 декабря, когда нормы выдачи хлеба были увеличены? По православному календарю в этот день отмечается память Спиридона Тримифунтского, а по католическому – Рождество Христово. На сайте Александро-Невской лавры долгое время висел раздел, посвященный иконе «Невская скоропослушница», который так и назывался «Блокадная заступница». При этом интересно отметить, что ни на сайте, ни в речи экскурсоводов лавры ни разу не возникло упоминания о том, что перед входом в Троицкий собор лавры на Советском участке кладбища находится могила Михаила Нефедова – советского военачальника, который приложил титанические усилия к организации спасительной для блокадного Ленинграда ледовой трассы.

В перекодировании воинской мемориальной тематики с общенародной на православно-церковную присутствуют скрытые претензии на пересмотр истории вообще и вклада советского народа в победу над фашизмом в частности. Возможно, именно поэтому в качестве скрытого противостояния этой тотальной конфессионализации два года назад представители мусульманской и еврейской общин открыли мемориальные плиты, посвященные в одном случае памяти советских солдат, ушедших на войну из Таджикистана, в другом – «Сыновьям и дочерям еврейского народа – защитникам и жертвам блокадного Ленинграда».

Таким образом, вслед за конфессионализацией символического наследия советской эпохи происходит разрушение единого мемориального комплекса, связанного с победой советского народа над фашистской Германией. К этому комплексу относятся не только воинские мемориалы в открытом пространстве, но и, например, памятные доски с перечнем имен погибших сотрудников в каждом учреждении. Однако и эти списки могут быть включены в православные синодики безотносительно к религиозной принадлежности упомянутых людей. В мае этого года настоятель Князь-Владимирского собора Петербурга совершил литию по «бессмертному полку» Горного института. Воцерковление Неизвестного Солдата в этом случае получило логическое продолжение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
454
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
460
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
375
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
241

Другие новости