0
4180
Газета Тенденции Интернет-версия

01.06.2016 00:01:00

Татарстан возвращает ислам в национальные границы

Тэги: татарстан, татары, булгар, исламская академия, исламский банкинг, таджуддин, самигуллин


татарстан, татары, булгар, исламская академия, исламский банкинг, таджуддин, самигуллин Татарские муфтии (в центре – Талгат Таджуддин и Камиль Самигуллин) собрались на открытие Булгарской исламской академии. Фото с сайта www.president.tatarstan.ru

В городе Болгар Спасского района Татарстана, расположенном рядом с городищем столицы средневекового государства Волжская Булгария, президент республики Рустам Минниханов 21 мая с.г. заложил капсулу в основание исламской академии. Образовательный комплекс площадью 10 тыс. кв. м будет построен в форме полумесяца вокруг Белой мечети, открытой три года назад. Минареты этого огромного культового здания, как заявил в 2010 году курировавший ее строительство советник президента республики Минтимер Шаймиев, стилизованы под облик Мечети Пророка в Медине. Скорее всего не случайно – ведь накануне церемонии в этом году звучали заявления о том, что земля древней Волжской Булгарии является центром татарского, а возможно, и всероссийского ислама.

Ранее годовщина принятия ислама Волжской Булгарией отмечалась в первой половине июня. Перенос даты праздника в этом году вызвал в Татарстане и за его пределами немало вопросов. Например, в прошлом году Минниханов отмечал ее вместе с духовенством 14 июня, а в 2012 году – 10 июня. Чаще всего праздник приходился на 12 июня. В этот же день отмечается общегосударственный День России. Однако согласно подписанному 28 апреля с.г. Миннихановым указу праздник принятия ислама Волжской Булгарией сменил дату. Независимый муфтий Москвы и Чувашии Альбир Крганов сказал в интервью казанскому интернет-изданию «Бизнес Online», что, «если посмотреть точную дату по мусульманскому летоисчислению, когда принимали наши предки ислам… она как раз приходится на 21 мая». Но вряд ли все предыдущие десятилетия духовенство и власти республики не знали точных дат одного из главных событий татарстанской истории. Возможно, изменения имели целью развести республиканскую и общероссийскую даты.

Национальной тематике был посвящен и проходивший 19–21 мая в Казани VII Всероссийский форум татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», организованный Всемирным конгрессом татар. Самая крупная делегация в этом году (140 человек, всего прибыло 916 делегатов) приехала из Башкирии, региона, где татарские организации давно жалуются на притеснения и попытки записать татар в ряды титульной нации. «Есть понятие «армянская церковь», существует армянская школа, есть еврейская школа. Нам тоже не нужно бояться термина «татарская мечеть». Мы также в первую очередь должны отстаивать свои интересы», – заявил 20 мая на форуме в присутствии Минниханова главный казый (исламский судья) Татарстана Джалиль Фазлыев. Как отмечает «Бизнес Online», когда имам-хатыб Соборной мечети Саратова Фаниль Бибарсов возразил казыю: «Если мы будем переживать только за татар, кто позаботится об оставшихся 189 народах (исповедующих ислам в России. – «НГР»)?», то было заметно, что его «эмоциональная речь… напрочь перечеркнула всю концепцию проводимого форума».

«Мы считаем, что Рустам Минниханов – это президент не только Татарстана, но и всего татарского мира», – отметил накануне форума Альбир Крганов. Ранее сам Минниханов постарался подтвердить свой статус лидера всех татар, подняв на встречах с губернаторами Калининградской и Волгоградской областей вопрос о строительстве в этих регионах крупных исламских комплексов (см. «НГР» от 16.03.16). Позиции Казани сейчас усилились также благодаря активно обсуждаемой теме введения исламского банкинга в России. Форпостом этого процесса является именно Татарстан, как показал VIII Международный экономический саммит «Россия – исламский мир: KazanSummit 2016», проходивший в то же время, что и форум татарских религиозных деятелей. Большую заинтересованность в сотрудничестве с зарубежными исламскими банками высказали и Сбербанк и Внешэкономбанк. Уже определяются пилотные проекты привлечения халяльных финансовых инвестиций, суммы которых могут исчисляться миллиардами долларов. Видимо, поэтому федеральный Центр благосклонно внимает заявлениям Минниханова о том, что в 922 году, с принятием ислама, произошло «признание Булгарского государства неотъемлемой частью великой мусульманской цивилизации».

Интересно, что 29 апреля в ходе заседания в Казанском кремле, посвященном строительству Булгарской исламской академии, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин заявил, что «Болгар всегда был столицей ислама и мусульманского образования не только у татар, но и у всех мусульманских народов нашей страны, поэтому становление Исламской академии в городе Болгар является логичным продолжением и возрождением нашей истории». В интервью, данном 21 мая «Бизнес Online», муфтий республики, заявив, что «суфийская традиция… всегда была у татар», придал этой мысли следующее развитие: «Взять наших ученых: Мухаммад-Закир Чистави был шейхом. У него учился кто? Сайфулла-кади Башларов – первый муфтий Дагестана. Он был его мюридом, обучался в Чистополе. Это великие люди, и, вспоминая о них, мы можем сказать, что Дагестан пошел от нас». Таким образом, прозвучала интересная заявка на духовное лидерство татар в суфийской традиции, которая ныне доминирует среди мусульман Дагестана, Чечни и Ингушетии.

Статус Болгара как центра отечественного ислама должно было подтвердить и присутствие на празднике лидеров крупнейших исламских объединений России. Как заявил Камиль Самигуллин, «мы не обойдемся без Талгата Таджуддина и Равиля Гайнутдина – это центральные фигуры торжества». Но если глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России, верховный муфтий Талгат Таджуддин прибыл на мероприятие, как и председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, то лидер Совета муфтиев России (СМР) и Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) отсутствовал. «Наверное, только ленивый не обратил внимания на то, что на форуме отсутствует председатель ДУМ РФ муфтий Равиль Гайнутдин, – отметили журналисты. – Но, по информации «Бизнес Online», никакой сенсации здесь нет – Гайнутдин пропустил форум по причине нездоровья. Его место в президиуме занял первый заместитель Рушан Аббясов, позже он зачитал приветственное слово шефа». Впрочем, можно вспомнить, что в 2011 году муфтият Татарстана вышел из СМР. К тому же после открытия в 2015 году новой Соборной мечети в Москве, которую Гайнутдин назвал «главной мечетью страны», московскому муфтию вряд ли имеет смысл поддерживать создание другого центра ислама в России.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1787
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1819
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1535
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
953

Другие новости