0
5994
Газета Тенденции Интернет-версия

20.04.2016 00:01:00

Французский епископ отказался называть педофилию грехом

Юрий Линник

Об авторе: Юрий Иванович Линник – переводчик, журналист.

Тэги: франция, педофилия, католики, церковь, жорж понтье


франция, педофилия, католики, церковь, жорж понтье Епископ Станислас Лалан (в центре снимка) с большим милосердием относится к священникам-педофилам, чем к их жертвам. Фото с сайта www.catholique95.fr

Конференция католических епископов Франции (CEF) распорядилась открыть во всех епархиях телефонные центры, куда могут звонить жертвы священников-педофилов и анонимно рассказывать обо всех подобных случаях, в том числе самых давних. Такова реакция Церкви на прокатившуюся по Франции в последние месяцы волну разоблачений развратных пастырей, а также епископов, им покровительствующих.

Особенно громкий скандал разразился в Лионской епархии. В феврале с.г. архиепископ Лиона кардинал Филипп Барбарен был обвинен в том, что в течение многих лет сознательно замалчивал факты сексуальных домогательств к подросткам со стороны священников своей епархии, делая все, чтобы избавить виновных от уголовной ответственности.

Под давлением общественности церковные круги теперь вынуждены говорить об этих болезненных проблемах более открыто и предлагать более действенные способы их решения. «Необходимо пролить свет на все подобные случаи, имевшие место во всех епархиях, даже если это происходило много лет назад, – заявил в интервью AFP председатель CEF архиепископ Жорж Понтье. – Мы обязуемся проделать эту работу, и мы сами уже выявили ряд случаев, в том числе благодаря жалобам самих жертв». «Епископы, узнавшие о подобных фактах, теперь обязаны срочно предпринять все необходимые меры, вплоть до обращения в правоохранительные органы, с целью защиты детей и подростков от священников, заподозренных в извращенном поведении», – подчеркнул Понтье.

В каждой епархии и в каждой церковной провинции, объединяющей группу епархий, будут организованы телефоны доверия и консультационные центры помощи жертвам насилия и домогательств со стороны священников. Такой центр уже давно действует в Орлеане, и по его примеру в нескольких других французских епархиях также созданы подобные службы. В ближайшее время появится интернет-сайт, куда могут обращаться люди, желающие связаться с этими центрами помощи, и уже существует электронный почтовый ящик, предназначенный для этих целей. Кроме того, создается независимая национальная экспертная комиссия, возглавляемая квалифицированным светским специалистом и состоящая из медиков, психологов, юристов, а также бывших муниципальных депутатов и родственников жертв педофилии. Целью этой комиссии будет «консультирование епископов при рассмотрении и оценке ситуаций, связанных с предосудительным поведением священников».

На вопрос журналиста, не жалеет ли он о том, что не принял подобные меры раньше, Жорж Понтье улыбнулся: «А разве у меня есть возможность ответить вам «нет»? Конечно, я скажу «да».

Однако не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Уже из текста этого репортажа AFP становится ясно, что теперь (как, впрочем, и прежде) в борьбе с педофилией очень многое зависит от личной ответственности епископов. А тот епископ, который до недавнего времени был «главным ответственным за педофилию» у французских католиков, на днях дал повод подозревать, что он больше сочувствует преступникам, чем жертвам.

5 апреля епископ Понтуаза Станислас Лалан был гостем христианской радиостанции RCF. Лалан выступал там в качестве главы церковного информационно-аналитического центра, созданного специально для отслеживания ситуации с педофилией. И между прочим, произнес фразу, ставшую сенсацией: «Безусловно, педофилия – это зло. Но можно ли ее зачислить в список грехов? Я этого не знаю, ибо здесь все зависит от каждой конкретной личности. Но это зло, и мы в первую очередь должны защищать жертв этого зла или тех, кто может стать таковыми». Чуть позже в той же радиопередаче епископ пояснил свою мысль: «Очень трудно определить, сознательно ли человек совершает это зло. Ведь грех – это, по определению, осознанное злодеяние. Когда вы его совершаете, вы понимаете, что наносите ущерб своим отношениям с окружающим миром, а значит, и с Богом. А в тех случаях, о которых мы говорим, хотя человек и поступает греховно, но можно ли его назвать грешником в точном смысле этого слова? Я не стал бы здесь делать таких обобщений…»

Эти слова епископа Лалана вызвали бурю возмущения радиослушателей, и на следующий же день свою жесткую оценку дала ассоциация La Parole Liberee («Освобожденное слово»), объединяющая жертв церковной педофилии и их родственников: «Высказывание Лалана – непродуманное, бестактное и непрофессиональное, и оно крайне оскорбительно и унизительно для детей, ставших жертвами подобных преступлений».

Со специальным заявлением по этому поводу выступила министр образования Франции Наджад Валло-Белкасем: «Педофилия – преступление как уголовное, так и нравственное, и потому любая двусмысленность на эту тему совершенно недопустима». Министр напомнила о мерах, предпринимаемых для искоренения любого насилия во французских школах, и добавила: «Каждый из нас несет за это ответственность – и личную, и служебную, как человек и как чиновник».

7 апреля Станислас Лалан вынужден был вернуться на RCF и еще раз объясниться. Попросив прощения у всех, кто его неверно понял, епископ напомнил слова папы Бенедикта XVI, определяющего педофилию как «чудовищное преступление, оскорбляющее Бога и оскверняющее достоинство человека как образ Божий». Но далее епископ фактически повторил свои слова, сказанные 5 апреля: «Очень трудно определить степень осознанности этого преступления, а значит, и степень ответственности преступника… Но для меня здесь главное – жертвы преступников, я знаю, как тяжело и долго они страдают. И если какие-то мои неверно понятые слова их оскорбили, то я прошу у них прощения. Я считаю, что ни в коем случае нельзя смиряться с педофилией как с каким-то обыденным явлением». Радиоведущая на это возразила: «Но разве ваши сомнения в греховности педофилии не означают, что вы с ней смирились и считаете ее обыденной?» «Вовсе нет!» – парировал Лалан.

AFP в связи с этим напоминает, что еще папа Иоанн Павел II ясно и четко сказал: «Педофилия – это преступление перед обществом, но также и отвратительный грех в глазах Бога». А нынешний папа Франциск неоднократно определял педофилию как тяжкий грех, и вот последнее яркое высказывание понтифика на эту тему, сделанное во время февральского визита в Мексику: «Это чудовищное злодеяние, ибо священник, призванный вести ребенка к Богу, на полпути пожирает его, принося в жертву дьяволу. Он разрушает его душу».

Пример епископа Станисласа Лалана показывает, что очень многие представители католического священноначалия вовсе не разделяют подобные оценки, считая их слишком уж жесткими и немилосердными по отношению к преступникам-педофилам. Об этом также свидетельствует и тот факт, что ни один из епископов, уличенных в укрывательстве преступников (включая кардинала Лионского), до сих пор не был серьезно наказан. Что дает повод многим скептически относиться к Церкви в целом.

«Церковь – это взбесившаяся идеологическая машина», – с горечью заявил гонкуровский лауреат Алексис Женни в недавнем интервью газете Monde. Писатель, называющий себя «франкоязычным христианином», в своих книгах он стремится показать возможность воплощения евангельских заповедей в повседневной жизни. И для него стал настоящим шоком педофильский скандал в Лионской епархии. «Когда я смотрел «В центре внимания», американский фильм о педофилии в Церкви, – говорит Алексис Женни, – я наивно полагал, что во Франции такое невозможно… Но что более всего меня поражает и удручает, так это тот «обет молчания», который соблюдают церковные иерархи по поводу всех вопросов, связанных с сексуальностью. И в итоге мы видим, что даже на жертв сексуальной агрессии не распространяется то милосердие, о котором вещает Церковь. Их страдания ее не волнуют».

По мнению Алексиса Женни, замалчивание проблемы педофилии – это одно из проявлений общего пренебрежения сексуальной стороной жизни, распространенного в Католической церкви: «Церковь превращается в безумную идеологическую машину, когда противопоставляет себя сексуальной жизни. Она осуждает, с одной стороны, разведенных и вступивших во второй брак, ибо они нарушили клятву, а с другой стороны, гомосексуалистов, ибо в книге Левит сказано: «Нельзя ложиться с мужчиной, как с женщиной: это мерзость». И одновременно Церковь словно не замечает страданий детей, подвергшихся насилию, и не принимает никаких мер, чтобы предотвратить подобное в дальнейшем. Эти двойные стандарты выглядят очень странно, особенно для такого учреждения, как Церковь, которая призвана быть особо чувствительной ко всем страданиям и творить исключительно дела милосердия».

«В основе всего этого – вечная проблема отношения Церкви к человеческому телу, – рассуждает Алексис Женни. – Вспомним слова Григория Великого о «нашей презренной телесной оболочке». И все же, по-моему, не столько сексуальная неудовлетворенность толкает священников совершать преступления над детьми, сколько та власть над человеческими душами, которой они обладают и которая невыносима для них самих. А укрывательство подобных преступлений – это часть той круговой поруки, которая свойственна всем отмирающим общественным институтам: они предпочитают скрывать горькую правду, боясь, что ее разглашение окончательно их разрушит».

«Если в организации вроде школы или Церкви происходит насилие над детьми, то оно должно быть немедленно прекращено, а организация подлежит срочным реформам» – к такому выводу приходит католический писатель.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
534
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
622
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
589
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
593

Другие новости