Конфессиональные формирования христиан – больше политический раздражитель, чем реальная военная сила. Фото Reuters
Народные ополчения христиан Ирака, похоже, становятся препятствием для центральных властей этой страны, которые готовят наступление на город Мосул, занятый «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). Группы самообороны христиан Ниневийской равнины, где расположен Мосул, заявили о себе более года назад, однако, не успев еще добиться значимых успехов в борьбе с террористами, оказываются втянутыми в политическую интригу, связанную с будущим провинции после ее освобождения от ИГ.
В марте, как сообщает католическое агентство Fides, патриарх Халдейской католической церкви Луис Рафаэль I Сакко заявил, что его религиозная организация «никак не связана – прямо или косвенно – с так называемыми «Бригадами Вавилона» и любыми другими вооруженными формированиями, представляющими себя христианскими». Патриарх всячески подчеркивал, что полагается на легитимные власти Ирака. По его мнению, единственным способом противостояния террористам в регионе можно считать лишь действия регулярной армии. А отстаивать политические интересы христиан должны представители общины в парламенте Ирака, а не неформальные старейшины. Лидер халдеев заявил, что действия неформальных вооруженных группировок на конфессиональной основе могут привести к новому «холокосту» для христиан, передает издание «Аль-Монитор».
Поясним, что на Ниневийской равнине на протяжении многих веков проживали последователи различных христианских Церквей, наиболее крупной из которых считается Ассирийская церковь Востока, особенностью ее учения является разделение двух испостасей - божественной и человеческой - в Христе. В середине XVI века от нее откололась Халдейская церковь, заключившая унию с Римом. Сто лет назад ассирийцы и халдеи, наряду с армянами, сильно пострадали от погромов и гонений Османской империи, обладавшей суверенитетом над территорией Ирака. Об этих событиях, видимо, и вспоминает патриарх халдеев как о «холокосте» иракских христиан.
Формирования христиан Ирака стали появляться вскоре после оккупации группировкой «Исламское государство» (тогда называвшейся ИГИЛ) Мосула и его окрестностей, а западные СМИ обратились к репортажам об их деятельности в феврале 2015 года. Об ассирийском ополчении «Двех Навша» и о том, что к этой группировке присоединяются добровольцы из США и Европы, «НГР» писали в номере от 18.02.15. Патриарх халдеев в своем заявлении упоминает о другом конфессиональном ополчении – под названием «Бригады Вавилона».
Можно было бы предположить, что «Двех Навша» состоят из верующих Ассирийской церкви, а «Бригады Вавилона» – из халдеев. Однако это скорее всего не так. Оба ополчения, вероятно, смешанного состава, в их рядах есть представители различных христианских общин Ирака, а также добровольцев с Запада. Водораздел лежит в отношениях с двумя центрами политической власти современного Ирака – центрального правительства в Багдаде и курдской администрации с центром в Эрбиле.
Судя по всему, «Двех Навша» ассоциирована с властями Иракского Курдистана и его ополчением пешмерга. «Бригады Вавилона» входят в зонтичную структуру народного ополчения (Popular Mobilisation Forces), которое объявили власти Ирака, когда оказались перед фактом неожиданной и ошеломительной экспансии «Исламского государства» в июле 2014 года. Возможно, теперь время этих добровольческих отрядов, собранных в основном из шиитов и представителей некоторых иракских меньшинств, проходит, и активная роль отводится регулярной армии.
Данные о численности «Бригад Вавилона» расходятся. По некоторым сообщениям западной прессы, примерно тысяча бойцов входила в эти формирования, когда они только были созданы. По другим данным, источником которых служит ассирийская община, в отрядах от 200 до 500 человек. Понятно, что рядом, скажем, с 80-тысячной пешмерга эти силы выглядят ничтожными. Крохотные отряды христиан лишь разжигают аппетиты фанатиков ИГ.
Командиры «Бригад Вавилона» акцентируют внимание не на конфессиональном составе формирования, а на чувстве солидарности с остальными иракцами, которые были вынуждены покинуть свои дома из-за агрессии ИГ. Лидер группировки Райан Аль-Кильдани в интервью американскому телеканалу NBC News уверял, что христианские бойцы не чувствуют отчуждения с мусульманскими соседями, они одинаково страдают от действий самопровозглашенного халифата террористов. «Основной целью мы видим освобождение Мосула, – заявил Кильдани. – Однако мы также участвовали в операциях по освобождению Тикрита (март 2015 года. – «НГР») и других операциях в провинции Салахеддин».
В подтексте опасений халдейского патриарха может быть не только желание выразить свою лояльность багдадским властям, но и погасить опасения арабов-суннитов, населяющих Ниневийскую равнину, что после освобождения этих земель от террористов христиане не вернутся к планам создания в провинции христианской автономии – по примеру Курдистана. Напомним, такие планы озвучивались начиная с 2010 года и вплоть до агрессии ИГ. Инициатором политического проекта была Ассирийская церковь Востока, получавшая поддержку влиятельных диаспор на Западе.
В политической игре, связанной с Ниневийской равниной, участвует Курдистан, который претендует на часть земель провинции. В этом смысле курдская поддержка неформальных христианских формирований может быть более мотивированной, чем центрального правительства в Багдаде. Власти Курдистана в последнее время подчеркивают это покровительство христианским отрядам и даже включили их в состав сил военного министерства автономии. Наблюдатели отмечают, что недавнее заявление Луиса Рафаэля I Сакко как раз связано с усилившимся курдским покровительством.
Местная пресса пишет о том, что увеличиваются противоречия между политическими христианскими партиями и движениями с одной стороны и церковными структурами – с другой. Иракские политики готовятся к тому, что после падения «Исламского государства» придется решать судьбу Ниневийской равнины. И тогда различные вооруженные формирования могут сказать свое веское слово в дележе региональной власти. Эта перспектива может оказаться дополнительным аргументом для ИГ, чтобы заручиться поддержкой местного суннитского населения. Арабов-суннитов пугают тем, что шииты, курды и христиане в будущем разделят их земли, а сунниты окажутся гонимым меньшинством, примеры чего Ирак уже наблюдал перед самым провозглашением халифата ИГ. Правительство в Багдаде пользуется своим влиянием на религиозных лидеров, чтобы убедить их отмежеваться от конфессиональных боевых отрядов и радикальных христианских партий и тем самым выбить пропагандистский козырь из рук террористов.