Этнофутуристы с помощью бубна и айпада отмечают солнцеворот на пешеходном мосту «Багратион» в Москве. Фото с сайта www.merjamaa.ru
В рамках Международных Рождественских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность» в январе с.г. был представлен доклад миссионера РПЦ игумена Виталия (Уткина) «Этнофутуризм как новый языческий вызов», текст которого доступен на сайте «Былое. История и современность». Уткин выступает с резкой критикой мерянского этнофутуризма – одного из наиболее заметных и активно развивающихся в России направлений этого движения, зародившегося в странах Прибалтики в 1980-х годах. Поясним, что меря, или меряне, – древнее финно-угорское племя, проживавшее в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, восточной части Московской и западной части Костромской областей России.
«В Москве, Костроме или Плёсе можно встретить так называемых этнофутуристов в масках с третьим глазом. Они бьют в бубны, называют себя городскими шаманами, провозглашают Гагарина «технотронным шаманом своей эпохи и заклинателем эфира». Стоит ли обращать на них внимание? Разве мало сейчас всяких самовыражающихся людей? Вот только эти этнофутуристы почему-то проводят выставки в библиотеках, музеях и школах. Получают поддержку в вузовской среде. И почему-то настаивают на отдельной, неславянской, языческой идентичности огромных территорий от Москвы до Нижнего Новгорода. На протяжении последней четверти века идеологи украинства всячески подчеркивали, будто бы население Центральной России имеет не славянское, а финно-угорское происхождение. Это нужно для исторического обоснования полного разрыва Украины и России. Точно такой же тезис отстаивают сейчас и так называемые мерянские этнофутуристы. Этнофутуристы считают, что русские православные жители центральных регионов России должны опознать в себе язычников-мерян, сменить свою идентичность. «Стань меря!» – вот девиз главного ресурса мерянского этнофутуризма Мerjamaa, пишет Уткин. «Считаю, что этнофутуризм и другие виды неоязычества несут в себе мощный сепаратистский потенциал, подобный, например, сибирству. Он может быть использован для попытки развала России и коренной смены идентичности жителей центральных регионов», – заключает священнослужитель.
Мерянский этнокультурный проект существует уже довольно долгое время. Его основа – это деятельность художников, этнографов, лингвистов, археологов, проявляющих интерес к финно-угорской в целом и мерянской в частности истории русского этноса. Активисты позиционируют себя как реконструкторы мерянского наследия русских, в широком смысле – мерянской идентичности, включающей и религиозный аспект. Широко распространены на мерянских интернет-ресурсах публикации, посвященные реконструкции по археологическим свидетельствам древних финно-угорских божеств, а также материалы, в которых почитаемые Русской православной церковью святые (например, святитель Леонтий Ростовский) указаны как представители народа меря.
Это не первый случай, когда представители Московского патриархата высказывают свое недовольство мерянским этнокультурным проектом. Одна из статей игумена Виталия Уткина на сайте religare.ru прямо озаглавлена «Этнофутуризм и сепаратизм». Тем не менее после того, как подобное выступление прозвучало с трибуны Рождественских чтений, ежегодного церковно-общественного форума, представители движения сочли нужным вступить в полемику со священнослужителем РПЦ. На портале finnougor.ru был опубликован ответ казанского историка и публициста Марка Шишкина под названием «Вычеркнуть этнофутуризм из перечня «грехов». В нем декларируется исключительно светский характер мерянского движения, а обвинение в сепаратизме и смене идентичности русских беспочвенны: «Итак, мерянский этнофутуризм не является ни религиозным, ни политическим движением, но его последователей и всех православных христиан объединяет общая любовь и одна боль. Встречая на пути православные святыни, этнофутуристы с почтением относятся к ним, а к тем, на которых сейчас царит запустение, привлекают внимание общества. Мерянские этнофутуристы нашли свой способ вернуть Центральную Россию в современное культурное пространство единой страны, используя художественные средства и интернет-коммуникации. Это ли не основа для начала плодотворного диалога этнофутуристов с православными верующими?»
Мерянский проект действительно находится в сложных взаимоотношениях с Русской православной церковью. Несмотря на присутствие в рядах активистов движения православных верующих, декларируемая ими этнокультурная реконструкция действительно неразрывно связана с дохристианскими верованиями народа меря и попытками их восстановления, нередко выходящими за рамки научного исследования и акций художников-этнофутуристов. Так, мерянские активисты приложили множество усилий для привлечения внимания к Синему камню в Переяславле-Залесском, считавшемуся мерянами в древности священным. В настоящее время камень в силу популярности у туристов и возникновения традиции завязывать ленточку на дереве рядом с ним или оставлять на камне монету на счастье снова становится в глазах Церкви объектом поклонения; кроме того, популярен он и среди неоязычников-родноверов. Это привело к тому, что в 2015 году упоминание камня на указателе рядом с федеральной трассой М 8 было заклеено таким образом, чтобы знак указывал только на местоположение находящегося рядом Никитского монастыря. Возможно, это было связано с обращением представителей монастыря в ГИБДД с просьбой убрать информацию о «языческом памятнике».
«На такую критику мы никак не реагируем. Он много раз предлагал нам некую дискуссию. Но я не вижу смысла в ней. Ни в наших материалах, ни в наших выступлениях нет ничего из того, что описывает Уткин. Поэтому не имеет смысла реагировать», – комментирует выступление игумена Виталия (Уткина) один из наиболее активных представителей мерянского этнофутуризма Андрей Малышев. По его мнению, сама проблема является надуманной, а этнофутуризм в его мерянском варианте не представляет угрозу и конкуренцию русской идентичности, а также дистанцирован от неоязычества, в частности славянского родноверия: «Есть лишь разные люди, так или иначе интересующиеся мерянской частью общерусской истории. Археологи проводят раскопки, лингвисты изучают языковой субстрат, этнографы этнографию. В летней истории с Синь-камнем были задействованы родноверы, Церковь и специалисты, занимающиеся изучением наследия меря, никак не комментировали их конфликт». Тем не менее сообщение о заклеенном дорожном указателе появилось на сайте Merjamaa под заголовком «Синий камень становится жертвой действия «славянских родноверов»?»
В то же самое время мерянские интернет-порталы принимали участие в освещении ситуации с Богоявленским собором в Ростове Великом, во время реставрации которого создалась угроза обрушения храма. Впрочем, особое внимание при описании собора уделялось истории места, на котором он расположен: якобы там же когда-то находился каменный идол Перуна, которому поклонялись меря.
Растущий интерес к истории народов России в рамках поиска основы русской национальной идентичности, а также проблема соотношения в идентичностной концепции языческих традиций и православия может потребовать от РПЦ выработки стратегии взаимодействия и диалога с этнокультурным движением, подобным мерянскому.