Митрополит Онуфрий считает церковнославянский «родным языком» украинских верующих. Фото РИА Новости
В церковной жизни Украины на рубеже 2015–2016 годов произошло несколько событий, которые следует рассматривать как частные проявления общего стремления к независимости Украинской церкви от Москвы и контрмеры, нацеленные не допустить этого.
В первую очередь стоит отметить кампанию за объявление в Украине 25 декабря выходным днем. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов предложил Совету христианских церквей рассмотреть переход празднования Рождества с юлианского на григорианский календарь. Заметим, что для самого Турчинова такая постановка вопроса не является проблематичной, поскольку нынешний секретарь СНБОУ – член баптистской церкви «Слово жизни», а значит, как и все протестанты, отмечает Рождество именно по григорианскому календарю. Но, как оказалось, это не является проблемой и для многих представителей других конфессий. Практически в то же время на сайте президента Украины появилась петиция председателя Синодального просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) протоиерея Георгия Коваленко и протоиерея Андрея Дудченко, в которой они предлагают сделать 25 декабря по новому стилю выходным днем в честь Рождества Христова, при этом и 7 января должно оставаться, как и прежде, праздником. Коваленко позже заявил, что его инициатива случайно совпала по времени с инициативой Турчинова.
Положительно о праздновании Рождества 25 декабря, вплоть до всеобщего перехода на григорианский (или новоюлианский) календарь, высказались и в Киевском патриархате, и в Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Патриарх Киевский Филарет (Денисенко) не возражает против празднования Рождества 25 декабря, если народ поддержит эту инициативу. «Вопрос календаря обсуждался на всеправославных совещаниях, и все участники совещания, то есть представители всех православных церквей, соглашались с тем, что юлианский календарь отстает от астрономического календаря, – сказал он в интервью «Укринформу». – Сходились на том, что Церковь соглашается перейти на новый астрономический календарь. Но народ не воспринимает этого… Поэтому если вопрос календаря не будет вызывать разделение в самой Православной церкви в Украине, если люди верующие это примут, то так и будет». Для Киевского патриархата смена календаря стала бы еще одним символическим жестом разрыва с Москвой и связи с Константинополем.
Глава УГКЦ верховный архиепископ Святослав Шевчук заявил СМИ, что вопрос о том, когда праздновать Рождество, является вопросом дисциплинарного, а не догматического характера, и что УГКЦ хочет решить его вместе со своими «православными братьями, чтобы не возрождать еще одну причину для нового раскола и не создавать новое препятствие для восстановления единства единой поместной Киевской церкви».
В то же время многие в УПЦ МП высказались негативно по поводу смены календаря. Например, управляющий делами этой Церкви митрополит Антоний (Паканич) сказал, что юлианский календарь – дань традиции, и если Церковь будет «пытаться понравиться и угодить секулярному миру, рушить собственные традиции, то… не только новых «друзей» не приобретем, но рискуем вообще потерять свою идентичность». Чуть ли не теми же словами о важности традиции прореагировал архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко): «Есть традиция, по которой мы живем. Если перенесем праздник, мы потеряем свою традицию и новую не обретем. Люди стараются расколоть общество. Эта идея не от Бога. Наша Церковь живет по своему календарю, и мы будем праздновать по своему календарю и в будущем».
Несмотря на то что упомянутая петиция пока не набрала необходимых 25 тыс. голосов (по состоянию на 19 января с.г. был лишь 691 подписант, а конечный срок подачи оканчивается чуть более чем через два месяца), Петр Порошенко отреагировал на эту инициативу на пресс-конференции 14 января: «Не дело светской власти сверху навязывать даты празднования. Любые указания со стороны власти в этом могут привести к расколу». Интересно, что сам Порошенко, будучи верующим УПЦ МП, отпраздновал Рождество в греко-католической церкви с. Гута Ивано-Франковской области.
Также обращает на себя внимание перепалка между главой УПЦ МП митрополитом Онуфрием (Березовским) и митрополитом Александром (Драбинко), бывшим секретарем покойного предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана). То, что митрополит Александр, мягко говоря, не в очень хороших отношениях с нынешним главой УПЦ МП, известно давно. Из неофициальных источников в Киевской митрополии удалось выяснить, что Драбинко летом и осенью прилагал усилия для нормализации отношений с Березовским, минимизировал свою критику руководства УПЦ, всячески демонстрировал свое дружеское расположение к митрополитам Онуфрию и Антонию на праздновании 400-летия Киевской духовной академии, публично рассуждал о ненормальности пути «раскольников» и так далее.
Но 28 декабря на епархиальном собрании Киевской епархии Драбинко неожиданно подвергся атаке. На собрании присутствовали журналисты, которые, по словам источника в Киевской митрополии, «написали целый ряд записок митрополиту Онуфрию с провокационными вопросами о митрополите Александре». «В то же время большинство присутствующих священников с энтузиазмом воспринимали тезисы митрополита Онуфрия, критически направленные против митрополита Александра, – продолжает тот же собеседник. – Громом оваций был встречен тезис о том, что единственным богослужебным языком в УПЦ МП является церковнославянский, поскольку все православные церкви служат на старых вариантах языков». Именно Драбинко имеет обычай служить по субботам на украинском языке.
Кроме того, было множество вопросов к митрополиту Онуфрию, касающихся якобы неподобающего поведения Драбинко. Например, в упрек митрополиту Александру ставилось, что он не так давно посещал Владимирский собор – главный собор Киевского патриархата; в неприглядном для Церкви ключе комментировал петицию в Киевгорсовет о передаче Киево-Печерской лавры «филаретовцам» и т.д. В ответ Драбинко написал в соцсети: «Я не могу давать какую-то характеристику позиции священноначалия. Вероятно, такое воспитание этого человека (Березовского. – «НГР») возможно, он не воспринимает украинский язык. Не думаю, что это можно назвать системным подходом к вопросу».
На том же епархиальном собрании участники услышали от главы УПЦ МП новость о вероятном отказе Московского патриархата от участия в работе Всеправославного собора. Напомним, что 27 октября 2015 года Синод УПЦ выступил с обращением к верующим, в котором содержатся такие слова: «Считаем своим пастырским долгом сказать несколько слов о нашей обеспокоенности ситуацией, которая складывается вокруг подготовки Всеправославного собора. Мы просим всех, кто имеет отношение к этой подготовке, сделать все, чтобы сохранить правила, традиции и обычаи святой соборной Православной церкви, которые являются основой нашего всеправославного единства».
Украинский религиовед Юрий Черноморец комментирует: «26 января Архиерейский собор УПЦ МП может вообще заявить об отказе от участия во Всеправославном соборе. Таким образом, патриарх Кирилл будет пожинать плоды ошибок в собственной кадровой политике. Митрополит Онуфрий был одним из тех претендентов, с которыми невозможно договориться ни Москве, ни Киеву. Выбор в пользу недоговороспособного кандидата, сделанный в 2013 году, может теперь повлечь за собой крах всей политики патриарха Кирилла. Во-первых, патриархи Кирилл и Варфоломей утратят шанс войти в историю православия как деятели, благодаря которым был проведен Всеправославный собор. Во-вторых, только общее дело проведения Всеправославного собора удерживает патриарха Варфоломея от решительного вмешательства в дела украинского православия».
Киев