Исход езидов из Ирака напомнил о самых масштабных проявлениях геноцида XX столетия.
Прошло более года с того момента, как боевики экстремистской группировки, претенциозно именующей себя «Исламское государство» (ИГ, запрещенное в России), обрушили волну насилия на проживающие в Ираке и Сирии общины религиозных меньшинств.
В начале августа 2014 года боевики захватили город Шангаль, где проживали езиды, мусульмане-шииты и христиане. Свыше 10 тыс. человек были убиты, до 5 тыс. женщин и детей угнаны в рабство и около 400 тыс. езидов стали беженцами. Взрослых мужчин убивали, несовершеннолетних – подростков и мальчиков – насильно заставляли принять ислам, пополняя ими, таким образом, ряды боевиков, а женщин и девушек отправляли в рабство, в том числе сексуальное. Словом, имел место типичный геноцид.
При подобного рода трагедиях человечество задает себе вопрос: почему именно этот народ или носители этого конкретного вероисповедания становятся объектом тотального и жестокого насилия? Несомненно, здесь действуют какие-то более глубокие предпосылки, чем просто сложившаяся в данный момент ситуация. В случае с езидами дело обстоит именно так.
Падший ангел солнцепоклонников
Езиды – этноконфесссиональная группа внутри группы народностей, говорящих на западно-иранских языках, именуемой курдами, которые в настоящий момент находятся в фазе консолидации в единую нацию. Понятие этноконфессиональной группы вообще и на Ближнем Востоке в частности означает, что мы имеем дело с вероисповеданием, которое нельзя принять, в нем можно только родиться, его учение полностью или частично сокрыто от посторонних и имеет значительную эзотерическую составляющую. Таковы и езиды. Хотя с курдами, большинство которых исповедует суннитский либо шиитский ислам, они говорят на одном языке, но считают себя прямыми духовными наследниками древнеиранских религиозных культур и не имеют в большинстве своем общекурдского самосознания. Именуют они себя просто езидами, а не курдами-езидами, как их часто называют в литературе и медиа. При этом под «курдами» езиды часто понимают именно мусульман, с которыми они говорят на одном языке. Во время последней переписи в Российской Федерации 40 тыс. обозначили себя просто езидами и лишь 20 тыс. – курдами-езидами.
В немногочисленных научных и популярных публикациях о езидах можно встретить определение их религии как синкретической смеси зороастризма, ислама (точнее, исламского суфизма), иудаизма и христианства. Это верно лишь отчасти, и в целом такое определение неоправданно упрощает суть езидской религии. Езиды считают себя монотеистами (в чем им отказывают, например, представители такой строго монотеистической религии, как ислам). Последователи езидизма верят в единого Бога (Худе или Езида), сотворившего весь мир. По их представлениям, Бог вездесущ и всевластен. Основу мироздания, согласно этой религии, составляет универсальный принцип противоположности во всем сущем – солнце–луна, день–ночь, тепло–холод, добро–зло. Причем все эти пары понятий не основаны на противоречии. Просто одно не познается без другого, например, добро не понять без зла. Езиды также верят в загробную жизнь, рай и ад, переселение душ, конец света и пришествие в последние времена спасителя-мессии, которого они именуют Шарфатдин.
Гонения заставляют этот народ искать основу для своей идентичности. |
Все это черты, характерные и для учения монотеистических религий, идущих от Авраама. С одной только специфической особенностью: для езидской религии характерен культ света, солнца. Они верят, что источником всех истин является всепроникающий Свет, являющийся источником всех истин этого мира и души человеческой, то есть проявлением Бога. Таковым является и солнце. Этот момент, по мнению ряда исследователей, свидетельствует о том, что езидизм имеет свои корни в древнеперсидской религии с ее культом огня и света. Другие ученые, а также сами езиды эту связь отрицают, указывая на то, что в езидизме, в отличие от зороастризма, зло не персонифицировано в образе божества, а представляет собой лишь проявление несовершенства человеческой природы.
Езиды – монотеисты, но их монотеизм специфичен. Это не аврамический монотеизм семитов с его высшим, единым и не определяемым до конца в словах и образах Богом-Творцом. Это то, что можно условно назвать «солярным монотеизмом», характерным для древнеиранских, а также ряда других индоевропейских народов Ближнего и Среднего Востока. В этих религиях неразрывно соединены между собой понятие Бога и образы огня, солнца и света.
Известно, что мусульманские фундаменталисты обвиняют езидов в поклонении шайтану (сатане), и это обстоятельство потенциально может стать основанием для тотальной ненависти. Но почему тогда зороастрийцы, которых с мусульманской точки зрения также можно обвинить в поклонении шайтану, в исламском Иране обрели статус «людей Писания», хотя в Коране это понятие их не охватывает?
Езиды, с которыми приходилось беседовать автору этих строк, отвергают обвинение в поклонении шайтану. Езидизм говорит о сотворении мира как о процессе создания в воскресенье (первый день творения) ангела Азраила (он же Тавуси Малак), который является главой всего сущего, эманацией самого Бога. Затем в каждый день недели было сотворено еще по одному ангелу, подчиненных Тавуси Малаку. И только потом были сотворены семь небес, земля, луна, животные и человек. Тавуси Малак отказался поклониться человеку, как ему велел Бог (причем об этом говорится не в писаниях езидской религии, а в народных преданиях), за что был низвергнут из рая. Причем неповиновение архангела объясняется отнюдь не злым умыслом, а преданностью Тавуси Малака своему создателю. В конце концов проштрафившийся архангел горько раскаялся в содеянном, залив своими слезами весь ад, Всевышний простил его, и сегодня езиды поклоняются Тавуси Малаку в образе павлина, как Богу.
С точки зрения езидов, речь может идти о грехопадении и восстановлении из греха, а вовсе не о главном божестве как воплощении зла. Но все равно отношение к ним со стороны крайних суннитов-салафитов (а именно они составляют пресловутую организацию «Исламское государство») не станет менее жестоким и будет иметь для них (но отнюдь не всех мусульман) четкую религиозную мотивацию. Дело в том, что, согласно взглядам салафитов, ревнителям «чистого ислама», непростительным и караемым смертью грехом является «ширк» – придание Всевышнему «товарищей», попытка определения непознаваемого и невидимого Бога с помощью слов и образов и поклонение им. Признание верховного ангела божественной эманацией и молитвы перед изображением павлина формально под этот запрет полностью подпадают.
С мусульманами-шиитами отношения еще сложнее. Многие из них принимают на веру мусульманскую версию о том, что езиды ведут свое происхождение от омейядского халифа Езида (Язида), по приказу которого были убиты главные святые мученики шиизма – сыновья праведного Али и внуки пророка Мухаммеда Хасан и Хусейн. И это тоже имеет свои жестокие и кровавые последствия.
Среди соседей
В то же время отчасти верно говорить о влиянии ислама на езидизм, особенно во внешней, ритуальной сфере. Дело в том, что в современном виде езидизм сложился в XII веке в результате деятельности Ади ибн Мустафира. Судя по всему, это был мусульманский суфий, араб, пришедший в курдские земли из Ливана и принадлежавший к одному из распространенных в те времена суфийских орденов, жестко не привязывающих себя к исламу. С ним в езидизм пришло исламо-суфийское учение о нафсе (ложном «я», эго), почитание некоторых «святых людей», а также арабские наименования основных понятий: например, мюрид – простой верующий, ученик; муршид, шейх – духовный наставник; хадж – паломничество езидов к главному святилищу в Лалыше, находящемуся на территории Иракского Курдистана и т.п. С исламом езидов сближает также пятикратная молитва, хотя большинство обычных верующих совершают молитву два раза в день, утром и вечером, обращая на утренней молитве лицо к солнцу, а на вечерней – к Лалышу.
Именно при шейхе Ади были составлены священные писания езидов «Ктеб-е Джелва» («Книга Откровения») и «Масхафа Раш» («Черная книга»), записанные тайнописью. Скончался шейх Ади в возрасте 90 лет и был погребен в храме Лалыша.
О Лалыше тоже следует сказать несколько слов. По преданию, именно здесь находился сад Эдема («бехешт»). Здесь жил Адам, но после того, как Бог создал ему Еву (Хаву), ангелы вывели их со святой земли, чтобы они своей близостью не осквернили ее. Именно в Лалыше душа после смерти попадает на суд, который идет у дверей, называемых «Дарг-е мер» («Врата властителя мира»), и на котором решается, последует ли она в рай или ад.
Несмотря на такую историческую, географическую и религиозную близость к исламу, езиды считают, что им более комфортно среди христиан. Более того, среди них, особенно в диаспоре, сегодня распространено своего рода «двоеверие». Хотя традиция формально не позволяет людям других религий принимать езидизм, езид, заключивший смешанный брак либо перешедший в иную религию, перестает считаться езидом. Существуют и такие, которые крестятся в церкви, используют иконы в молитве, но при этом продолжают считать себя езидами. Кстати, внутри езидского сообщества в смысле браков тоже очень жесткое разделение: представители трех основных сословий – шейхи, мюриды и эмиры (светские лидеры) – могут заключать только внутрисословные браки. В отличие от тех же мусульман езиды жестко моногамны, только высшим представителям сословных иерархий дозволяется иметь больше чем одну супругу.
Главная святыня солнцепоклонников, Лалыш, находится в Иракском Курдистане. Фото Reuters |
С христианством у езидизма очень много точек соприкосновения. Ведь Иисус, дева Мария также почитаются в этой религии как божественные пророки. А на новогодний праздник Сарсал, называемый также Чаршама сор, или Красная среда, отмечаемый в первую среду месяца нисан (в марте-апреле) и почти совпадающии с христианской Пасхой, также пекут куличи («клоч») и красят яйца, которые относят на кладбища, а яичную скорлупу рассыпают по полям для пущего урожая.
Езиды и курдский проект
Сегодня численность езидов в мире оценивается в 1,5–2 млн человек. Самая большая община – в Ираке (650 тыс. человек). На территории бывшего СССР езидов можно встретить в Армении (35,3 тыс. человек), России (60,5 тыс.), Грузии (30,8 тыс.). На территории Российской империи езиды появились на рубеже XIX–ХХ веков, где они пытались найти прибежище от османского гнета и дискриминации.
В некоторых городах нашей страны (например, Ярославле) имеются зарегистрированные религиозные общины. Правда, уровень мировоззренческой, а не ритуальной, религиозности среди езидов, как и среди других групп внутри еще находящейся в стадии формирования единой курдской нации, достаточно невысок. Религия – это прежде всего черта этнического и культурного самосознания.
Сегодня курды и Курдистан переживают критический момент в своей истории. Они активно добиваются собственного независимого государства, но этот процесс проходит на фоне резкого усиления фактора вооруженного исламского фундаментализма на Ближнем Востоке, да и во всем мире. И здесь важно понять, насколько езидское сообщество вписывается в процесс консолидации курдской нации. С одной стороны, значительная часть курдской общественности, прежде всего интеллигенция, считает, что изначально все говорящие на курдском языке (курманджи) были езидами, и лишь в X веке началась широкая исламизация, в результате которой абсолютное большинство курдов стали мусульманами – суннитами либо шиитами. Реакцией на рост вооруженного исламизма стал призыв «возврата к корням», что с точки зрения представителей этой этноконфессиональной группы означает «возвращение» курдов-мусульман в езидизм.
Насущным вопросом сегодня являются изменения и внутри самой езидской религии. Как уже говорилось, принятие езидами другой религии автоматически означает отлучение от езидизма. Однако в результате противостояния с исламистами, в том числе и прошлогоднего, тысячи езидов оказались в плену, где были вынуждены принять ислам, прежде всего для сохранения собственных жизней. В этой ситуации религиозные авторитеты езидизма разрешили возвращение таких людей в их традиционное исповедание. Также ставится вопрос и об иных реформах, таких как превращение езидизма в открытую религию с возможностью ее принятия иноверцами, избрание главы всемирной езидской общины. Сегодня таковым является Мир Тахсин-бег, получивший свой статус, официально именуемый «председатель Высшего духовного совета езидов мира», по наследству.
Развитие событий в курдском вопросе идет быстро, динамично, но во многом разновекторно. Возможно, преобладающей тенденцией в перспективе станет всесторонняя, в том числе и культурная, интеграция езидов в общекурдское сообщество. К этому их подталкивают внешние обстоятельства.