Движение Хоахао вызывает особенно настороженное отношение вьетнамских властей. Фото с сайта www.hoahao.org
На прошлой неделе 37 каодаистских священнослужителей направили письмо властям Вьетнама, в котором выразили несогласие с введением нового закона, обязывающего религиозные общины информировать власти даже о незначительных событиях в их жизни. Синкретические религиозные движения Каодай и Хоахао – особый фактор политики и идеологии этой югоазиатской страны, значение которых определяется событиями более чем вековой давности.
В начале XX века в колониально зависимых странах Азии практически синхронно начались процессы национального освобождения. Борьба за независимость часто начиналась с религиозных учений, так как религия представляла собой, с одной стороны, источник идейного вдохновения для элиты восточных обществ, а с другой – привычный необразованным массам язык для разговора о возвышенных идеалах.
Некоторые лидеры национально-освободительного движения зависимых стран не просто признавали право всех религий на существование, но и основывали собственные синкретичные учения. Во Вьетнаме таких учений появилось сразу два: Каодай и Хоахао.
Каодай было основано в 1926 году Нго Ван Чьеу, главой одного из округов Кохинхины, южной части Вьетнама, бывшей в то время французской колонией. Каодаисты называют свою религию «третьей амнистией Бога», подразумевая под этим три эры развития человечества. В первые две эры людям посылались великие пророки, а в третью эру Бог открыл себя людям через общение во время спиритических сеансов. Иерархическая структура организации напоминает Католическую церковь со своим папой, резиденция которого расположена в провинции Тэйнинь. В пантеон святых входят не только пророки крупнейших религий, но и писатели, ученые и политики, например Виктор Гюго, Лев Толстой, Луи Пастер, Бенито Муссолини и Владимир Ленин. Символом Каодай является глаз в треугольнике с исходящими из него солнечными лучами. Священное Писание – свод откровений, ниспосланных во время спиритических сеансов. Священниками могут быть как мужчины, так и женщины, при этом они должны совмещать духовный сан с мирской профессией.
Вторым по значению синкретическим религиозным течением Вьетнама является Хоахао. Основанное в 1939 году сыном зажиточного крестьянина, это учение названо по месту рождения его основателя Хюинь Фу Со. Хоахао представляет собой попытку модернизации буддизма, возвращения к первоосновам учения, которое проповедовал Будда, с введением в его догматику конфуцианских пяти добродетелей и культа предков, распространенного среди простых вьетнамцев. Хоахао отвечало традиционным чаяниям вьетнамцев, выраженным в мифе о пророке – носителе универсальной истины. Именно таким пророком, посланником Будды и объявил себя Хюинь.
К началу Второй мировой войны представители обоих учений начали борьбу с французскими колонизаторами и японскими оккупантами: Каодай в дельте Меконга, а Хоахао на границе с Камбоджей (Южный Вьетнам). Одновременно с Каодай и Хоахао в борьбу вступили коммунисты. Во время японской оккупации (1943–1945) представители Каодай и Хоахао боролись против оккупантов совместно с формированиями Вьетминя. Женевские соглашения 1954 года разделили страну по 17-й параллели: на севере было образовано социалистическое государство, а на юге после краткого правления марионеточного императора Бао Дая к власти пришло националистическое правительство Нго Динь Зьема – католика по вероисповеданию.
Представители Каодай и Хоахао поддержали установившийся режим, однако вскоре выяснилось, что Нго Динь Зьем не собирается делиться с ними властью. Тогда в 1955 году каодаистский папа Фам Конг Так объявил о формировании Объединенного фронта националистических сил, куда вошли представители Каодай и Хоахао.
Несмотря на официальное признание Францией независимости Вьетнама в 1954 году, спустя год французы еще надеялись на возвращение Вьетнама под их управление, американский ставленник Нго Динь Зьем их не устраивал. Учитывая прошлый опыт Каодай и Хоахао в борьбе с японцами, французы начали поставки оружия их участникам. Оба были довольно внушительной военной силой: Каодай располагало 20 тыс. бойцов, Хоахао – 15 тыс. Но в результате раскола Фронта режим одержал убедительную победу над бунтовщиками, а Каодай и Хоахао были объявлены вражескими элементами в Южном Вьетнаме, несмотря на то, что именно эти силы могли составить реальную оппозицию растущему влиянию коммунистов.
Вместо этого в войне Северного и Южного Вьетнама каодаисты и члены Хоахао вошли в прокоммунистический Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама, больше известный как Вьетконг. Однако после объединения Вьетнама под властью коммунистов оба движения подверглись репрессиям, в основном в форме конфискации земель. Под влиянием «третьей волны демократизации» в 1985 году возвращение 400 каодаистских храмов знаменовало некоторое потепление в отношениях властей СРВ и членов движения. Улучшение отношений с Хоахао наметилось в 1999 году, когда власти разрешили членам движения совершать религиозные церемонии.
До сих пор Хоахао находится в более сложном положении, чем Каодай. Частично это объясняется тем, что после смерти последнего пророка и посланника Будды на земле у Хоахао нет единого центра, как нет и столь зрелищных и привлекательных для туристов храмов и церемоний; кроме того, они численно меньше. Если каодаистов, по разным оценкам, насчитывается от 2 до 4 млн человек, то в Хоахао – от 1 до 3 млн.
Возможно и то, что вьетнамские власти относятся к Хоахао с большей настороженностью из-за ее идей. В начале XX века в национально-освободительном движении Вьетнама четко можно было проследить два элемента: светский и духовный. Светский проект либерализации и модернизации страны был представлен коммунистами, духовный – каодаистами, членами движения Хоахао и частично католиками. Членами Каодай были в основном зажиточные и образованные вьетнамцы; по крайней мере проповедь была направлена именно на этот слой. Хоахао же обращалось к крестьянским низам и использовало более понятные им образы-символы. Кроме того, в движении был принят культ почитания старших, что напоминало о традиционной патрон-клиентской системе властных отношений, принятой во многих странах Юго-Восточной Азии. Была у движения и программа действий, четкая организация, напоминающая организацию компартии.
Таким образом, в первой половине – середине XX века Вьетнаму были предложены светский и религиозный варианты модернизации, из которых закрепился первый. Но власти еще опасаются возвращения «призрака религии». В 2001 году по обвинению в организации беспорядков во время митинга в Хошимине был арестован 82-летний лидер Хоахао Ле Куанг Лием. Правда, его продержали в заключении только сутки: о масштабных репрессиях говорить не приходится, но и сдавать «пророкам» и «спиритам» завоевания революции во Вьетнаме не намерены.