Глава митрополии РПЦ считает, что православие должно занимать достойное место среди религиозных общин Поволжья. Фото с сайта www.kazan-mitropolia.ru
«Список этой чудотворной иконы Божией Матери, некогда вывезенный из России, бывавший во многих странах, вновь вернулся сюда, в град Казань, на землю русскую, – заявил 21 июля на литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля ставший за неделю до этого митрополитом Казанским и Татарстанским Феофан (Ашурков). – Нет, я не оговорился, не говорите мне, что иная земля. Мы все на одной земле, мы все живем в одном государстве». Так он объяснил свои слова, что столица Татарстана – это «русская земля».
После богослужения митрополит Феофан возглавил крестный ход вокруг Кремля. Над шествием реял черно-желто-белый флаг Российской империи с надписью «За веру, царя и Отечество». Стоит заметить, что на крестном ходе 4 ноября 2013 года, как утверждали местные журналисты со ссылкой на участников хода, тогдашний митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), переведенный ныне в Ульяновск, запретил разворачивать «имперские» флаги, популярные у русских национал-патриотов.
В проповеди Ашурков пообещал что-то вроде «покровительства» мусульманам, составляющим большинство населения Татарстана: «Я не сомневаюсь, что и на тех, кто исповедует иную веру, Матерь Божия и на них простирает свой покров, ибо видит и знает, что они трудятся здесь, на той земле, где она явилась». Митрополит подчеркивает, что христиане и мусульмане, представители двух основных для Татарстана религий, должны жить в мире и согласии.
Однако, судя по всему, на исламском фланге он оставил для себя пространство для маневра. 24 июля с.г. его резиденцию в Казани посетил верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Таджуддин. «Духовный лидер мусульман, – сказано на сайте Казанской митрополии, – поздравил владыку Феофана с назначением на Казанскую кафедру, пожелал ему успехов в архипастырском служении и выразил готовность оказывать всяческое содействие дальнейшему укреплению сотрудничества и соработничества представителей главных конфессий Татарстана». Муфтият Таджуддина не имеет на территории Татарстана своих приходов уже с 2000 года, Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) от него независимо.
Возможно, новый татарстанский митрополит решил взять в союзники влиятельного и старейшего исламского деятеля России, при этом не связанного с местными элитами. К тому же в последнее время авторитет Таджуддина на федеральном уровне вырос. Праздничное богослужение на Ураза-байрам, которое верховный муфтий совершил в уфимской мечети Ляля-Тюльпан, в этом году вновь показали федеральные телеканалы. Альянс с Таджуддином, неизменно лояльным Русской православной церкви, может стать для казанского митрополита дополнительным аргументом в диалоге с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным и светскими властями республики.
В первые дни на новой должности митрополит Феофан заявил, что просит у руководства республики вернуть здание архиерейской консистории (епархиального совета и резиденции главы епархии), расположенное на территории Казанского кремля, а также, что дело «чести Казани и Татарстана – возродить знаменитую Казанскую духовную академию». Академия известна своей миссионерской деятельностью среди поволжских мусульман в XVIII–XIX веках. В интервью татарстанскому сетевому изданию «События» митрополит также отметил, что среди своих первоочередных задач видит следующие: «Строить и восстанавливать храмы, заниматься просвещением народа, налаживать взаимодействие Церкви и общества, Церкви и государства».
Ашуркову предстоит борьба за «Основы православной культуры» в школах Татарстана. По официальной информации, с 2012 года ни один местный родитель не выбрал ни этот предмет, ни «Основы исламской культуры». Нового митрополита, человека активного и амбициозного, это не может устраивать.
Есть еще одна проблема, беспокоящая РПЦ. Хотя доля русских в населении республики (39,65% по переписи 2010 года) близка к доле татарского (53,15%), число христианских и мусульманских культовых зданий различается в несколько раз. По официальным данным, опубликованным в феврале с.г. на сайте Казанской митрополии, «по состоянию на 2014 год… в религиозных целях используется 462 православных культовых объекта, в том числе 319 церквей, из которых 181 – переданная и 138 – вновь построенных (за последние 25 лет), 46 молитвенных домов (20 переданных и 26 вновь построенных), 86 часовен (13 переданных и 73 построенных), а также 11 молитвенных комнат». В то же время число мечетей в составе Духовного управления мусульман Республики Татарстан, по официальным данным муфтията, еще в 2013 году превысило полторы тысячи.
Вопрос о подобной диспропорции уже поднимался ранее православными активистами республики, а также официальными спикерами РПЦ. «Довольно долго нам пытались сказать, что в Татарстане наблюдается идеальный межнациональный мир. На этом фоне продолжались отказы православным в возвращении некоторых храмов, принижение русского фактора в жизни республики, организаций, которые объединяют русских людей, а также кряшен – особую этническую группу, связанную с христианством», – заявил 9 декабря 2013 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. 23 декабря того же года перечисленные им вопросы стали темой для обсуждения на круглом столе «Кто же угрожает православию в Татарстане?», организованного Всемирным русским народным собором, чьим председателем является патриарх Кирилл.
К кряшенской теме обратился и митрополит Феофан. 22 июля с.г. он заявил местной редакции радио «Эхо Москвы», что выучит татарский язык, так как это поможет ему в выстраивании контактов с этой этноконфессиональной группой. Активисты национального движения кряшенов настаивают на признании их отдельным народом, а не частью казанских татар, как это сейчас формулируется на официальном уровне. При переписи 2010 года кряшенами записались по собственному заявлению 29,9 тыс. жителей Татарстана (0,79% населения), в 2002 году – 18,7 тыс. В то же время перепись 1926 года, последняя, включавшая в опросник кряшенов, зафиксировала 101,4 тыс. их представителей на территории Советского Союза. В 2009 году председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил журналистам во время посещения кряшенского праздника Питрау (Петров день), что в республике проживают 200 тыс. кряшенов. В этом, как считают некоторые, и кроется причина нежелания властей признавать кряшенов отдельным народом – ведь абсолютное большинство, то есть превышение цифры в 50% жителей Татарстана казанских татар, обеспечено по переписям 2002 и 2010 годов цифрой немногим более 100 тыс. человек.
На фоне подчеркнуто «незаметной» в плане отношения к перечисленным проблемам политики своего предшественника, возглавлявшего православную общину республики начиная с 1988 года, новый митрополит стал «возмутителем спокойствия», также прямо призвавшим местное духовенство вспомнить о скромности (отказаться от дорогих авто, которыми владеют некоторые священники) и субординации (служащие в казанских храмах монахи должны вернуться в свои монастыри).