0
5956
Газета Тенденции Интернет-версия

05.08.2015 00:01:00

Новый митрополит принес в Казань «имперский дух»

Тэги: митрополит феофан ашурков, митрополит анастасий меткин, казань, татарстан, ислам, православие, имперский флаг, кряшены, верховный муфтий талгат таджуддин, духовное управление мусульман республики татарстан, муфтий камиль самигуллин


митрополит феофан ашурков, митрополит анастасий меткин, казань, татарстан, ислам, православие, имперский флаг, кряшены, верховный муфтий талгат таджуддин, духовное управление мусульман республики татарстан, муфтий камиль самигуллин Глава митрополии РПЦ считает, что православие должно занимать достойное место среди религиозных общин Поволжья. Фото с сайта www.kazan-mitropolia.ru

«Список этой чудотворной иконы Божией Матери, некогда вывезенный из России, бывавший во многих странах, вновь вернулся сюда, в град Казань, на землю русскую, – заявил 21 июля на литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля ставший за неделю до этого митрополитом Казанским и Татарстанским Феофан (Ашурков). – Нет, я не оговорился, не говорите мне, что иная земля. Мы все на одной земле, мы все живем в одном государстве». Так он объяснил свои слова, что столица Татарстана – это «русская земля».

После богослужения митрополит Феофан возглавил крестный ход вокруг Кремля. Над шествием реял черно-желто-белый флаг Российской империи с надписью «За веру, царя и Отечество». Стоит заметить, что на крестном ходе 4 ноября 2013 года, как утверждали местные журналисты со ссылкой на участников хода, тогдашний митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), переведенный ныне в Ульяновск, запретил разворачивать «имперские» флаги, популярные у русских национал-патриотов.

В проповеди Ашурков пообещал что-то вроде «покровительства» мусульманам, составляющим большинство населения Татарстана: «Я не сомневаюсь, что и на тех, кто исповедует иную веру, Матерь Божия и на них простирает свой покров, ибо видит и знает, что они трудятся здесь, на той земле, где она явилась». Митрополит подчеркивает, что христиане и мусульмане, представители двух основных для Татарстана религий, должны жить в мире и согласии.

Однако, судя по всему, на исламском фланге он оставил для себя пространство для маневра. 24 июля с.г. его резиденцию в Казани посетил верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Таджуддин. «Духовный лидер мусульман, – сказано на сайте Казанской митрополии, – поздравил владыку Феофана с назначением на Казанскую кафедру, пожелал ему успехов в архипастырском служении и выразил готовность оказывать всяческое содействие дальнейшему укреплению сотрудничества и соработничества представителей главных конфессий Татарстана». Муфтият Таджуддина не имеет на территории Татарстана своих приходов уже с 2000 года, Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) от него независимо.

Возможно, новый татарстанский митрополит решил взять в союзники влиятельного и старейшего исламского деятеля России, при этом не связанного с местными элитами. К тому же в последнее время авторитет Таджуддина на федеральном уровне вырос. Праздничное богослужение на Ураза-байрам, которое верховный муфтий совершил в уфимской мечети Ляля-Тюльпан, в этом году вновь показали федеральные телеканалы. Альянс с Таджуддином, неизменно лояльным Русской православной церкви, может стать для казанского митрополита дополнительным аргументом в диалоге с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным и светскими властями республики.

В первые дни на новой должности митрополит Феофан заявил, что просит у руководства республики вернуть здание архиерейской консистории (епархиального совета и резиденции главы епархии), расположенное на территории Казанского кремля, а также, что дело «чести Казани и Татарстана – возродить знаменитую Казанскую духовную академию». Академия известна своей миссионерской деятельностью среди поволжских мусульман в XVIII–XIX веках. В интервью татарстанскому сетевому изданию «События» митрополит также отметил, что среди своих первоочередных задач видит следующие: «Строить и восстанавливать храмы, заниматься просвещением народа, налаживать взаимодействие Церкви и общества, Церкви и государства».

Ашуркову предстоит борьба за «Основы православной культуры» в школах Татарстана. По официальной информации, с 2012 года ни один местный родитель не выбрал ни этот предмет, ни «Основы исламской культуры». Нового митрополита, человека активного и амбициозного, это не может устраивать.

Есть еще одна проблема, беспокоящая РПЦ. Хотя доля русских в населении республики (39,65% по переписи 2010 года) близка к доле татарского (53,15%), число христианских и мусульманских культовых зданий различается в несколько раз. По официальным данным, опубликованным в феврале с.г. на сайте Казанской митрополии, «по состоянию на 2014 год… в религиозных целях используется 462 православных культовых объекта, в том числе 319 церквей, из которых 181 – переданная и 138 – вновь построенных (за последние 25 лет), 46 молитвенных домов (20 переданных и 26 вновь построенных), 86 часовен (13 переданных и 73 построенных), а также 11 молитвенных комнат». В то же время число мечетей в составе Духовного управления мусульман Республики Татарстан, по официальным данным муфтията, еще в 2013 году превысило полторы тысячи.

Вопрос о подобной диспропорции уже поднимался ранее православными активистами республики, а также официальными спикерами РПЦ. «Довольно долго нам пытались сказать, что в Татарстане наблюдается идеальный межнациональный мир. На этом фоне продолжались отказы православным в возвращении некоторых храмов, принижение русского фактора в жизни республики, организаций, которые объединяют русских людей, а также кряшен – особую этническую группу, связанную с христианством», – заявил 9 декабря 2013 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. 23 декабря того же года перечисленные им вопросы стали темой для обсуждения на круглом столе «Кто же угрожает православию в Татарстане?», организованного Всемирным русским народным собором, чьим председателем является патриарх Кирилл.

К кряшенской теме обратился и митрополит Феофан. 22 июля с.г. он заявил местной редакции радио «Эхо Москвы», что выучит татарский язык, так как это поможет ему в выстраивании контактов с этой этноконфессиональной группой. Активисты национального движения кряшенов настаивают на признании их отдельным народом, а не частью казанских татар, как это сейчас формулируется на официальном уровне. При переписи 2010 года кряшенами записались по собственному заявлению 29,9 тыс. жителей Татарстана (0,79% населения), в 2002 году – 18,7 тыс. В то же время перепись 1926 года, последняя, включавшая в опросник кряшенов, зафиксировала 101,4 тыс. их представителей на территории Советского Союза. В 2009 году председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил журналистам во время посещения кряшенского праздника Питрау (Петров день), что в республике проживают 200 тыс. кряшенов. В этом, как считают некоторые, и кроется причина нежелания властей признавать кряшенов отдельным народом – ведь абсолютное большинство, то есть превышение цифры в 50% жителей Татарстана казанских татар, обеспечено по переписям 2002 и 2010 годов цифрой немногим более 100 тыс. человек.

На фоне подчеркнуто «незаметной» в плане отношения к перечисленным проблемам политики своего предшественника, возглавлявшего православную общину республики начиная с 1988 года, новый митрополит стал «возмутителем спокойствия», также прямо призвавшим местное духовенство вспомнить о скромности (отказаться от дорогих авто, которыми владеют некоторые священники) и субординации (служащие в казанских храмах монахи должны вернуться в свои монастыри).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
294
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
254
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
241
Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

0
198

Другие новости