0
13325
Газета Тенденции Интернет-версия

15.07.2015 00:01:00

Никого, кроме Бога одного

Валерий Емельянов

Об авторе: Валерий Михайлович Емельянов – историк.

Тэги: троица, унитариане, универсалисты, монотеизм, церковь, религия


троица, унитариане, универсалисты, монотеизм, церковь, религия Унитариане-универсалисты представляют собой самое либеральное крыло христианства и открыты буквально для всех. Фото с сайта www.uua.org

Считается, что в христианстве тринитарная традиция, понимающая Бога как единство трех ипостасей – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, победила еще в IV веке с осуждением пресвитера Ария, не считавшего Христа Богом в ортодоксальном понимании, победила полностью и окончательно.

Это не совсем так. Вновь идея строгого монотеизма в христианстве вернулась на историческую авансцену в середине XVI века, причем на восточной окраине западно-христианской ойкумены, на землях нынешних Польши, Литвы и Белоруссии. Здесь в рамках местной кальвинистской Церкви возникло радикальное и строго монотеистическое течение, представители которого именовали себя «братьями» или «христианами», а их противники из числа тринитарных кальвинистов, бывших большинством, называли этих диссидентов «арианами».

«Ариане» (это определение берем в кавычки, потому что их взгляды все же не совсем совпадают с теми, что проповедовал за 12 веков до них Арий Александрийский) верили лишь в единого Бога Отца, Творца всего сущего. Иисус же, согласно их взглядам, был праведным человеком, волей Отца вознесенным до божественного уровня. Польские монотеисты отрицали христианский догмат о Троице, а также о бессмертии души, полагая, что душа вместе с телом воскреснут после Страшного суда. В общественных вопросах последователи этого течения придерживались идей социального и имущественного равенства, а наиболее радикальные «ариане» были также и последовательными пацифистами, отрицающими всякую войну и насилие.

«Польские братья» не были очень многочисленным течением, их число оценивается приблизительно в 300 тыс. последователей. Однако это была достаточно элитарная группа представителей шляхты, чиновничества и интеллигенции. Распространено «арианство» было преимущественно на восточных и юго-восточных землях королевства. Население города Ракува на какое-то время стало в большинстве своем «арианским», в 1600 году здесь были созданы академия и типография, выпущено систематическое изложение вероучения «польских братьев».

Разумеется, в Польше, остававшейся по большей части католической, отношение к «братьям» было враждебным, особенно со стороны инквизиции, возглавляемой иезуитами. До середины XVII века, впрочем, удавалось сохранять некий общественный баланс, но в 1658 году, сразу после польско-шведской войны, постановлением сейма Речи Посполитой «Об арианах» «польские братья» были обвинены как протестанты в пособничестве лютеранской Швеции и изгнаны из страны, а их учение запрещено. Часть «ариан» ушла в подполье, но большинство эмигрировало – в Германию, Трансильванию и Нидерланды.

В Центральной и Западной Европе «ариане» продолжали активно проповедовать свое учение, активно издавать литературу, что и способствовало сохранению этого направления христианства до наших дней.

Правда, отныне строгое христианское единобожие переходит с польского на английский язык. Переведенные в Великобритании послания «польских братьев» получают отклик в среде здешних интеллектуалов, ведь на дворе век Просвещения. Именно тогда это течение в христианстве начинает именоваться «унитарианами», что подчеркивает строгий монотеизм в их учении. В 1774 году в Лондоне возникла первая в мире унитарианская Церковь и совершено богослужение. Тогда же унитарианство пустило корни и на Североамериканском континенте. В Америке в 80–90-е годы XVII столетия активно создавались унитарианские общины, был выпущен молитвенник и чин церковной службы. Близкими к унитарианству были такие видные личности англосаксонской ойкумены, как физик Исаак Ньютон, один из «отцов-основателей» США Томас Джефферсон, а второй президент этой страны, Джон Адамс, официально принадлежал к унитарианской Церкви. В середине XIX века в США сформировались общенациональные унитарианские Церкви и ассоциации.

Приблизительно в середине прошлого столетия среди американских унитариан появляется течение, получившее название «универсализм». Его базовый принцип заключается в том, что Бог спасает всех людей во всех религиях и все религии имеют одинаковую духовную ценность. С точки зрения практики это привело к созданию молитвенных общин, объединивших под одной крышей христиан, представителей авраамических и иных религий и даже… агностиков и атеистов. Универсалисты провозгласили принцип свободного и ничем не ограниченного духовного поиска, а по вопросам земным придерживаются крайне либеральных взглядов. Многие унитарианско-универсалистские Церкви регистрируют однополые браки. В США существуют такие парацерковные, но при этом молитвенные общины, как унитарии-иудеи, унитарии-даосы и даже унитарии-язычники.

У классических христианских унитариан отношение к универсалистам двойственное. В 1961 году произошло объединение значительной части унитарианских и универсалистских общин в Американскую ассоциацию унитариан и универсалистов. Но все же многие консервативные «библейские» христиане-унитариане «своими» универсалистов не считают, а рассматривают последних не как Церковь или религиозную общину, а скорее как нечто вроде группы психотерапевтической поддержки.

На сегодняшний день число унитариан и унитариан-универсалистов во всем мире не дотягивает и до миллиона, их приблизительно 700 тыс. человек. Больше всего унитариан в США (около 200 тыс. человек), они сосредоточены в основном на востоке страны (Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон), в штате Массачусетс, а также в Калифорнии. Относительно многочисленные унитарианские общины имеются в Германии (более 60 тыс. членов), Великобритании (50 тыс.), Нидерландах (25 тыс.), а также в Бельгии, Швейцарии, Индии и многих других странах. Правда, костяк их составляют проживающие в этих странах экспаты, преимущественно из США и других «англосаксонских» стран.

«Традиционное», уходящее еще в Средние века унитарианство сохранилось, пожалуй, лишь среди венгров-секийев, живущих в румынской Трансильвании. Здесь последователей унитарианства приблизительно 65–70 тыс. Несколько лет назад в Польше была предпринята попытка возродить «арианство» XVI века, было зарегистрировано движение «Путь «польских братьев», провозгласившее весьма амбициозные цели. Однако до сих пор современным «польским братьям» так и не удалось выйти из виртуального формата, и доныне их общины представляют собой группы посетителей нескольких интернет-ресурсов.

Дошли ли унитарианские идеи до России на волне внешней открытости нашей страны в последние четверть века? Собственно, одно унитарианское течение у нас существует уже давно, ранее в подполье, а ныне – легально. Это «Свидетели Иеговы». Однако у них довольно жесткое и специфическое учение, предполагающее негативное отношение к окружающему миру, в то время как для унитариан характерны широта взглядов и толерантность. Да, есть общины унитарианского или «арианского» характера, так же как и в Польше, формирующиеся вокруг интернет-ресурсов соответствующей тематики. Из «невиртуальных» общин можно назвать «Арианскую церковь города Орла» (интересно, что у них имя Ария связано с такими понятиями, как «арийство» и арийцы, что свидетельствует об определенной путанице в головах «отцов» этой «Церкви»). В Москве, Оренбурге и Моршанске существуют общины «Экуменической вселенской церкви Христа», существующей во многих странах и основанной бывшим римо-католическим епископом из США Карлом Родигом. Церковь подчеркивает строго монотеистический характер своего учения, в обрядовости имеются элементы иудаизма, но в целом богослужение строится по новому римскому обряду. В 90-е годы XX века в подмосковном Жуковском и Санкт-Петербурге действовали две небольшие общины унитарианско-универсалистской направленности, однако в нулевые их деятельность сошла на нет, и несколько лет назад Международный союз унитариан и универсалистов заявил об отсутствии унитариано-универсалистских общин в России по причине отсутствия связи с ними.

Итак, в общемировом религиозном контексте унитариане составляют абсолютное меньшинство. Но важно то, что они существуют, это во-первых. Во-вторых, в наше время, когда информационные потоки фактически уничтожили все границы, в том числе и между духовными традициями, позволив их носителям вполне свободно и объективно, из первоисточников познавать другие традиции, для многих людей «традиционная» религия все более становится этническим идентификатором, в то время как реально мировоззрение строится на простой, но универсальной идее – «Бог один». Прибавим сюда агностиков, часто не отрицающих существование высшей реальности, но полагающих, что в рамках существующей религиозности она познана быть не может, и получаем довольно интересные перспективы для развития идей, подобных унитарианским.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1476
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1500
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1227
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
772

Другие новости