Общину Таврического муфтията пытаются изгнать из мечети Хан-Джами. Фото с сайта www.cdumk.ru
На днях в Евпатории завершился очередной этап битвы за ключевую мечеть Хан-Джами, которую удерживает община Таврического муфтията. Свои права на крупнейшую на полуострове мечеть, построенную в XVI веке для крымских ханов по образцу Айя-Софии в Стамбуле, предъявило враждебное Таврическому муфтияту Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК), уже выигравшее первый суд в феврале с.г. Однако затем ситуация застопорилась – 3 июня судебные слушания были перенесены на месяц из-за вскрывшихся фактов. Ситуация вокруг мечети накаляется, и обе стороны готовы идти до конца – таврическая община свою мечеть отдавать не хочет, а ДУМ Крыма готово забрать ее любой ценой – ведь исторически она самая важная на полуострове. До драки дело пока не дошло, хотя угрозы в адрес суда и правоохранителей раздаются регулярно.
Данный эпизод наглядно иллюстрирует борьбу за контроль над мусульманами Крыма, которую ведут две вышеуказанные мусульманские централизованные религиозные организации. При этом власти Республики Крым от этого противостояния отнюдь не дистанцировались – от местных чиновников неоднократно можно было услышать заявления о том, что единственным крымским муфтиятом они признают ДУМК и все мечети республики нужно отдать ему. В том числе и те, которые в «украинский» период контролировал Духовный центр мусульман Крыма – предшественник Таврического муфтията.
Между тем нынешний глава Республики Крым Сергей Аксенов к ДУМК и его председателю Эмирали Аблаеву в тот период относился совсем иначе. «Меджлис и Духовное управление мусульман Крыма позиционируют себя как единственные органы, выражающие интересы крымских татар. При этом они пытаются вести себя как оккупационные власти, требуя согласовывать с ними все действия и властей, и православной общины, начиная от назначения чиновников и заканчивая установкой поклонных крестов», – заявлял он в 2011 году, когда Аблаев выразил протест по поводу установки поклонного креста в Феодосии, персонально посоветовав муфтию «не путать терпимость и природную доброту православных со слабостью».
Так чем же ДУМК так расположило к себе некогда главного оппонента? Помощью в возвращении Крыма России? Сомнительно. Муфтий Эмирали Аблаев последовательно поддерживал евромайдан, называл Россию «агрессорной стороной» и обещал депортировать в Россию в товарных вагонах нынешнего главу крымского парламента Владимира Константинова со товарищи. С пресловутым Меджлисом крымско-татарского народа Аблаева связывала не просто дружба – он подчинялся этой организации согласно пункту 3.48 старого устава ДУМК и до сих пор является ее членом и, следовательно, подчиненным того самого Рефата Чубарова, который сейчас стал фигурантом уголовного дела за призывы к нарушению территориальной целостности России. И вся антироссийская риторика Чубарова совсем не мешает Аблаеву ездить вместе с ним в ту же Турцию и жаловаться на притеснения крымских татар нехорошими русскими.
После присоединения Крыма структура Аблаева несколько умерила свой антироссийский пафос, однако ни от Меджлиса, ни от близкого к Меджлису телеканала ATR дистанцироваться не стала. Но, несмотря на это, власти стали оказывать ей режим наибольшего благоприятствования – в частности, объявили ее своим единственным партнером и посулили все мечети полуострова. Расчувствовавшийся Аблаев это оценил и прямо заявил в феврале с.г. главе Крыма: «Сергей Валерьевич, ваши друзья – наши друзья, ваши враги – наши враги». Фраза, безусловно, сильная, вот только кем для Аблаева являются те крымские татары, которые после его благословения 16 мая с.г. поднялись на гору Чатырдаг, развернули там украинские флаги при полном отсутствии российских и стали скандировать «Слава Украине!»?
Возможно, поддержка властей объясняется тем, что ДУМК всегда самоотверженно боролось с экстремистами и террористами, ставя им заслон на пути духовного порабощения крымских татар? 14 мая с.г. зампредседателя ДУМК Руслан Баиров, выступая на Международной исламской конференции в Магасе (Ингушетия), сообщил, что «Духовное управление мусульман Крыма всегда вело политику всеобъемлющую», такую, что его «двери всегда были открыты, площадка для диалога была всегда открыта, и это не давало радикалам принимать какие-то другие меры, они не могли апеллировать к тому, что им не дается возможность что-то сказать». То есть двери мечетей этого муфтията всегда были открыты для выступления представителей различных исламистских организаций. В свою очередь, в заключении Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции России от 13 февраля с.г. по поводу регистрации ДУМК содержится интересное уточнение: «ДУМ Крыма в период осуществления своей деятельности на территории Украины осуществляло взаимодействие с запрещенными в России организациями, в частности, реализовывало совместные проекты с официально зарегистрированными на территории Украины общественными организациями, являющимися украинским подразделением организации «Братья-мусульмане». Деятельность этой зарубежной исламистской организации была запрещена в 2003 году Верховным судом Российской Федерации по следующим причинам: «Из представленных суду письменных доказательств следует, что на территории Чеченской Республики, входящей в состав Российской Федерации, в 2001 году создан «Высший военный маджлис уль-Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа» – орган, объединяющий в своих рядах арабских наемников и ряд ориентированных на них лидеров бандформирований, действующих на территории Чеченской Республики. Данная структура создана под руководством ближневосточных штаб-квартир экстремистского крыла международного исламского объединения «Братья-мусульмане». Целью является выделение из состава Российской Федерации Северо-Кавказского региона и создание в нем «эмиратов» в составе «Великого исламского халифата» любыми методами, в том числе и военными. Данная организация взяла на себя ответственность за ряд террористических актов на территории России, а также причастна к захвату и казням заложников, незаконному обороту наркотиков, фальшивомонетничеству, бандитизму и другим особо тяжким преступлениям».
Украинским подразделением «Братьев-мусульман» на полуострове за глаза называют структуру под названием «исламский культурный центр «Аль-Раид». 15 мая с.г. стало известно, что ее крымское отделение официально легализовалось в правовом поле России под названием «Духовный центр «Творчество». Случай в новейшей истории России уникальный!
Так чем же объясняется такая любовь властей Крыма к меджлисовскому муфтияту? Скорее всего тем, что крымско-татарские деятели, пришедшие в 2014 году на работу в новую власть, ранее дружили именно с муфтием Эмирали Аблаевым и недолюбливали его оппонентов, не слишком различая членов «Хизб ут-Тахрир» от боровшихся с радикалами суфиев. Несмотря на ту роль, которую сыграли русофильские активисты Таврического муфтията в марте 2014 года, за которую они получили медали «За возвращение Крыма», в их адрес звучат заявления о том, что они члены зловещей секты хабашитов. А «хабашиты», в свою очередь, уже пишут открытые письма Владимиру Путину и патриарху Кириллу.
По факту же складывается устойчивое ощущение, что в Крыму проводится смелый эксперимент под кодовым названием «контролируемый исламизм». Совершенно не исключено, что его ноги растут еще из «украинского» периода, когда власти полуострова поддерживали именно ДУМК и Меджлис, видя в них противовес Аксенову и русской общине. Другое дело, что последствия таких экспериментов хорошо видны на примере Дагестана, где воодушевленные добрыми словами властей предержащих ваххабиты в 2012 году начали решительное наступление, стоившее жизни и шейху Саиду-афанди Чиркейскому, и многим его соратникам. Стоит ли так рисковать с Крымом?