0
5456
Газета Тенденции Интернет-версия

20.05.2015 00:01:00

Исламизм дотянулся до Таллина и Риги

Тэги: балтия, эстония, латвия, ислам, экстремизм, шарли эбдо


балтия, эстония, латвия, ислам, экстремизм, шарли эбдо В Таллин и Ригу зачастили эмиссары таких движений, как «Таблиг-и джамаат». Фото с сайта www.datelinebaltics.org

Полиция безопасности Эстонии в отчете за 2014 год, опубликованном на английском языке на официальном сайте ведомства, среди угроз спокойствию в этой прибалтийской республике указала на исламский фактор. Так, один из жителей Таллина, 31-летний Иван Сазанаков, бывший спортсмен-тхэквондист, принявший ислам под именем Абдуррахман, с лета 2013 года воюет в рядах группировки «Исламское государство» в Сирии, выкладывая фотографии в соцсетях. Этот пример не единичен. Схожая ситуация складывается в соседней Латвии. Выступая 9 марта с.г. в программе «Утренняя панорама» на латвийском телеканале LTV-1, глава полиции безопасности страны Нормундс Межвиетс заявил, что граждане его страны воюют на Ближнем Востоке за «Халифат», и добавил, что «события в Сирии, к сожалению, напрямую влияют и на ситуацию с национальной безопасностью» в Прибалтике.

Обеспокоенность прибалтийских силовиков вызывают также визиты в их страны представителей ближневосточных исламистских движений. «В то время как за все предыдущие годы было совершено менее десятка визитов в страну членов движения «Таблиг-и джамаат», в 2014 году число таких визитов исчисляется уже двузначной цифрой, – говорится в отчете полиции безопасности Эстонии. – Была отмечена и новая проявившая себя в Эстонии исламская организация – «Братья-мусульмане», члены которой налаживают тесные связи с эстонскими мусульманами». По мнению местных силовиков, хотя «террористическую угрозу все еще рассматривают в Эстонии как низкую, но в свете описанных фактов усиление проявлений радикализма и их растущая частота среди некоторых представителей эстонского мусульманского сообщества становятся проблемой», особенно ввиду «молчаливого игнорирования радикальных взглядов и действий со стороны некоторых лидеров этого сообщества». В отчете за 2008 год полиция безопасности отмечала, что «среди членов «Таблиг-и джамаат», посещавших Эстонию, были лица, осужденные в уголовном порядке за наркопреступления и подделку документов, а также лица, которых есть основание связывать с поддержкой исламского экстремизма в западных странах».

Не меньшую обеспокоенность высказывают по поводу «таблигов» и в соседней республике. Как писало 19 мая 2014 года рижское интернет-издание Delfi, ссылаясь на полицию безопасности, в 2013 году «Таблиг-и джамаат» в лице прибывавших в республику эмиссаров «активно приглашал латвийских мусульман посещать страны, где существует высокая угроза присутствия террористов».

Обыватель скорее всего удивится как вообще наличию мусульман в Прибалтике, так и появлению среди них экстремистов. Как отмечалось в отчете полиции безопасности Эстонии за 2008 год, «большинство в мусульманской общине Эстонии составляют выходцы из различных регионов бывшего Советского Союза: татары, азербайджанцы, чеченцы и т.д., хорошо интегрированные в эстонское общество, которых нет оснований связывать с радикальным исламом». Но при этом «постоянно увеличивается численность иммигрантов-мусульман из так называемых стран риска с точки зрения борьбы с терроризмом». Их интерес к Эстонии особенно возрос с ее вхождением 21 декабря 2007 года в шенгенское визовое пространство. Далее в отчете Службы безопасности этой прибалтийской страны констатировалось, что, «как и в некоторых других странах Европы, в Эстонии все больше заметна тенденция, когда ислам принимают не урожденные мусульмане, а лица эстонской или русской национальности». Статьи об этом регулярно появлялись в последние годы как в эстонской, так и в латвийской прессе. «Численность мусульманского сообщества Эстонии и его связи с иностранными исламскими организациями и мечетями росли в последние годы, но события в 2014 году все равно развивались намного более динамично, – считают эстонские силовики. – Заметно выросло число мусульманских иммигрантов, особенно учащихся в эстонских университетах студентов». В отчете за 2014 год также упоминаются задержания нелегальных мигрантов из мусульманских стран, в том числе в таллинском Исламском культурном центре, выполняющем функцию дома молитвы из-за отсутствия мечети в столице Эстонии.

В последние годы в умме Эстонии обозначился конфликт между крупными мусульманскими организациями, возглавляемыми татарами и азербайджанцами, которые до недавних пор представляли в Прибалтике категорию «этнических мусульман», на практике не слишком религиозных, и растущей категорией активных неофитов. Зримым проявлением конфликта стали события на съезде некоммерческой организации (НКО) «Эстонский мусульманский приход», прошедшем 23 января с.г. в таллинском отеле «Юлемисте». По сообщениям газеты Eesti Paevaleht, верующие заполнили не только зал, снятый для съезда, но и примыкающие к нему коридоры. Однако председатель НКО Нияз Гаджиев заявил, что право голоса имеют лишь члены организации, причем вступившие в НКО не напрямую, а через присоединение к ней общин, которые к тому же должны действовать к тому моменту не менее трех лет. Созданная эстонцами-неофитами организация функционирует лишь два года.

Местные силовики характеризуют деятельность эстонских мусульман как «нескоординированную», указывая на «исламскую молитвенную комнату в Тарту, действовавшую в 2013–2014 годах, а ныне закрытую». «Молитвенная комната была в основном инициативой эстонцев-неофитов и иностранных студентов из мусульманских стран, – сказано в отчете Службы безопасности Эстонии за 2014 год. – Там не было официального духовного лидера со специальным образованием для совершения обрядов. Ничего для координации деятельности молитвенной комнаты в Тарту не сделал и лидер эстонского мусульманского сообщества Ильдар Мухамедшин». В своих комментариях официальные духовные лица эстонской уммы подчеркивают, что не могут контролировать взгляды на религию всех посещающих лекции и богослужения в Исламском центре Таллина.

Более откровенно ведут себя официальные лидеры мусульман в Латвии. Так, имам-хатыб (настоятель) рижской мечети сириец Захер Барадие в 2013 году заявил изданию «Телеграф», что не «не видит в «Таблиг-и джамаат» ничего опасного». А председатель Исламского культурного центра Латвии Имран Олег Петров после теракта в редакции журнала Charlie Hebdo в интервью латвийскому телевидению сказал, что поскольку парижские карикатуристы «открыто глумились над священными ценностями», то им вполне «можно было как-то навредить, не знаю, пальцы сломать». По словам Петрова, ислам – вообще-то религия мира, но «если происходит что-то, что наказуемо, то в исламе есть некоторые инструменты, которыми это можно подавить». В этой связи глава Исламского культурного центра привел в пример шариатское законодательство в отношении воров, которым в восточных странах отрубают руки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1789
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1820
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1537
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
954

Другие новости