Одни считают избрание Мухаммаду Бухари волеизъявлением народа Нигерии, другие – результатом интриг администрации США. Фото Reuters
Складывание демократических институтов в Черной Африке, которым отмечено нынешнее десятилетие, сопровождается резким ростом терроризма. Эффективно ли народовластие в противостоянии религиозно мотивированному насилию? Избиратели Нигерии нынешней весной отказали в доверии президенту-христианину Гудлаку Джонатану, избрав на его место мусульманина Мухаммаду Бухари. Главной задачей нового лидера станет сдерживание исламистской группировки «Боко харам», ответственной за «африканское 11 сентября» – массовое убийство в городе Бага в январе с.г.
Исторический опыт Нигерии показывает, насколько хрупким может быть общественное равновесие в стране, разделенной по религиозному признаку на две равные части. Избрание в 2011 году президента-христианина обернулось столкновениями, жертвами которых стало свыше 800 человек. На протяжении всего своего правления Гудлак Джонатан стремился погасить недовольство мусульман, но безуспешно: вслед за послевыборными волнениями начался террор «Боко харам».
История этой группировки, название которой означает «весь вред от некачественного образования» (а не «западного», как иногда переводят), началась в 2002 году, когда мусульманский учитель Мухаммаду Юсуф призвал нигерийцев не отдавать детей в вестернизированные школы. Педагог, основавший собственное училище, называл занятия по иностранным методикам преступлением против исламской веры. Изучение Корана шло у Юсуфа рука об руку с военной подготовкой. В 2009 году правоохранители расправились с проповедником-экстремистом; ответом его учеников стало массовое восстание.
В 2010-е годы «Боко харам» удалось создать территориальный плацдарм на севере страны, где новый лидер движения Абубакар Шекау провозгласил основание «халифата» (в отличие от случая «Исламского государства»б всемирного резонанса эта декларация не получила). Исламисты совершили ряд громких терактов, среди которых убийство 120 христиан в городе Кано в 2012 году, расправа более чем с 1 тыс. жителей города Бага в этом году, похищение 276 девочек в городе Шибок. На счету религиозных радикалов и множество других, менее значимых акций устрашения. «Боко харам» в ее нынешнем виде – это не централизованная структура, – пишет египетский ресурс Islam-online.net. – Это совокупность местных отделений, каждое из которых ведет свою войну».
Четырехлетнее правление президента-христианина показало, что справиться с исламистской опасностью его администрация не в силах. Непрекращающееся брожение в северных районах страны, где укрепилась «Боко харам», свидетельствовало, что движение пользуется поддержкой, по крайней мере, части мусульманского населения. Гудлак Джонатан в его глазах выражал интересы юга – самой развитой части страны, традиционно доминирующей в ее политической жизни и при этом исповедующей христианство.
Идея противопоставить исламистской угрозе президента-мусульманина сложилась в умах нигерийской элиты под воздействием харизмы Мухаммада Бухари, политика, трижды потерпевшего поражение на выборах от различных лидеров-христиан. Вечному кандидату удалось наладить контакт с Соединенными Штатами, получить от них поддержку и добиться фактического введения санкций против Гудлака Джонатана. В 2013 году Вашингтон обвинил президента в нарушении прав человека, допущенном при борьбе с исламистами. Годом позже американские власти существенно сократили закупку нефти в Нигерии, поставив режим президента-христианина перед серьезными проблемами. Одновременно стало известно, что компания помощника Барака Обамы Дэвида Аксельрода включилась в предвыборную борьбу на стороне Бухари.
В ходе своей предвыборной кампании исламский кандидат заявил о готовности сражаться с «Боко харам» и победить исламистов силами умеренных мусульман. Поддержку оппозиционному лидеру оказали суфийские тарикаты Нигерии, которых религиозные радикалы считают своими врагами. Вместе с тем даже умеренные мусульмане, в том числе суфии, настаивают на введении в стране элементов шариата. Высказывания в этом духе делал и Бухари.
Избрание в президенты умеренного исламиста с целью обуздать мусульманских радикалов можно считать ответом Нигерии на вызов со стороны «Боко харам». Окажется ли это решение, чреватое уступками в пользу мусульманской индоктринации, успешным, покажет время. Между тем уже сейчас можно говорить, что Мухаммад Бухари вписывается в ряд умеренно-исламистских политиков, поддержанных Вашингтоном в ущерб христианским или секуляристским лидерам.
Правые республиканцы США называют внешнеполитическую стратегию Вашингтона предательством национальных интересов. «Как мне кажется, цель Обамы не только в том, чтобы помочь клиенту компании, принадлежащей Аксельроду. Это систематическая кампания по передаче Нигерии во власть джихадистов, точно так же, как нынешняя администрация поступала в Сирии, Египте, Афганистане, других странах», – считает общественная активистка Памела Геллер. Находятся скептики и в самой Нигерии. По утверждению американской прессы, некоторые из них опасаются, что умеренный исламист Бухари после прихода к власти приступит к введению шариата.
Для другой африканской страны, столкнувшейся с исламистской угрозой, Кении, стратегия, принятая нигерийцами, не подходит. Государство, где преобладают христиане, в апреле с.г. подверглось нападению террористической группировки «Аш-Шабаб», жертвами которой стали 147 учащихся университета в городе Гарисса. На протяжении 2010-х Кения проводит силовые операции против экстремистов из этого объединения на территории соседнего Сомали. Несмотря на военные победы над исламистами, уничтожить их организационный каркас не удается.
Как рассказал «НГР» ведущий научный сотрудник Института Африки РАН Анатолий Саватеев, с высокой вероятностью террористические акты в этой части Черного континента продолжатся и в будущие годы. «Что касается «Боко харам», то стоит иметь в виду, что это объединение имеет поддержку как у «Исламского государства», так и в самой Нигерии, ведь в основе многих проблем – социальная несправедливость в этой стране. В прошлом для этой части Африки были более характерны умеренные исламские движения, в частности суфийские тарикаты. Здесь они смогли сохраниться даже после упадка суфийских орденов в арабском мире. И все-таки в наши дни суфиев серьезно теснят салафиты. Они громят мечети, захватывают их. Трудно прогнозировать, чем обернется для Нигерии приход к власти Мухаммаду Бухари. Но предыдущий президент не справлялся со своими обязанности. При посещении этой страны иногда складывалось такое впечатление, что ее власти заняты исключительно отмыванием денег», – рассказал российский африканист.