Духовный центр под Махачкалой должен напоминать Мечеть пророка Мухаммеда в Медине. Фото со страницы «Духовный центр имени пророка Исы» в социальной сети Facebook
Российские информагентства 2 апреля с.г. распространили информацию со ссылкой на источник в администрации ингушской столицы Магаса: «Новая Соборная мечеть, рассчитанная на 8 тыс. мест для молящихся, станет самой большой в Европе… Мечеть планируют сделать крупнейшим религиозным, культурным и воспитательным центром не только Ингушетии, но и всей России». Немногим ранее, 26 марта, официозная «Дагестанская правда» сообщила, что «по поручению главы республики ведется подготовка проекта строительства у автотрассы Махачкала–аэропорт новой мечети, которая не будет иметь аналогов в России». Обе новости настолько похожи и появились с таким незначительным разрывом во времени, что возникает предположение о старте некоего соревнования между северокавказскими республиками.
Судя по фотографии, приведенной на сайте администрации Магаса, Соборная мечеть столицы Ингушетии строится в соответствии с традициями османской архитектуры и будет похожа на мечеть «Сердце Чечни» в Грозном, но при этом должна превзойти ее своими размерами. Как выясняется, этот проект республика вынашивала несколько лет. Согласно опубликованной в 2011 году официальной информации, высота минаретов главной мечети Ингушетии составит 64 м, тогда как у чеченской она составляет «всего» 63 м. Зато диаметр купола культового здания в Магасе будет равняться 50 м – против 15,5 м у грозненской.
В свою очередь, культовое здание, заложенное 8 марта с.г. между Махачкалой и Каспийском, как сказано на официальной странице этого проекта в Facebook, «по своим объемно-планировочным решениям и внешнему виду будет похоже на мечеть нашего любимого пророка в Медине». Более того, грандиозная дагестанская мечеть также названа в честь основателя ислама.
В ансамбле с богослужебными зданиями как в Дагестане, так и в Ингушетии запланированы религиозно-просветительские центры. В прикаспийской республике «будет располагаться комплекс Духовного управления мусульман Дагестана, включающий в себя вместительные конференц-залы и другие служебные помещения, а также университеты с общежитиями для приезжих, – сообщается на официальной странице махачкалинского проекта в Facebook. – Планируется строительство музея истории ислама и Дагестана, комфортабельного дома для приема гостей, оздоровительного парка, детских площадок, аттракционов, подземных парковок, гостиницы, библиотеки, предприятия общепита и т.д.». Общая площадь участка, выделенного под строительство, как сообщается на сайте дагестанского муфтията со ссылкой на курирующего проект заместителя мэра Махачкалы Магомедэмина Гаджиева, составляет 20 га. Интересно, что такая же цифра указана на сайте администрации Магаса и для новой Соборной мечети этого города: «Это грандиозное архитектурное сооружение занимает площадь около 20 га». Здесь также будет построен Республиканский исламский центр, включающий здания Духовного управления мусульман Ингушетии, исламского университета с общежитием и культурно-досугового комплекса.
Возможно, желая подчеркнуть идею мирного сосуществования и сотрудничества традиционных религий в регионе, исламский комплекс под Махачкалой назвали в честь пророка Исы, то есть Иисуса Христа, чей образ присутствует в Коране в соответствующей исламскому вероучению трактовке.
По словам директора Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслана Гереева, махачкалинский проект, безусловно, имеет федеральный масштаб. Во-первых, отметил он «НГР», этот духовный комплекс «будет проводником задач, который ставит федеральный Центр в национальной и религиозной сфере». Во-вторых, говорит Гереев, «конечно, в связи с реализацией столь масштабного проекта вырастет и престиж республики и ее духовенства» в исламской общине России. Видимо, схожие задачи ставят перед собой власти и духовенство в Ингушетии.
По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, возведение подобных масштабных исламских комплексов в республиках Северного Кавказа – это демонстрация высочайшей степени клерикализации региона. «Лишний раз подчеркивается, что Дагестан – это исламская территория России», – отметил он. Напомним, что четыре года назад местное духовенство прямо выступило с призывом признать «страну гор» исламской республикой (см. «НГР» от 18.05.11). «В республиках Северного Кавказа говорить об отделении религии от государства невозможно» – так оценивает реальное состояние дел в этих субъектах Федерации и Руслан Гереев. При этом, отметил «НГР» Малашенко, у таких проектов может быть сопутствующее назначение: «Перехватить инициативу у религиозной оппозиции, показав возможности для деятельности лояльного государства исламу». Однако, считает эксперт, не менее вероятен иной мотив – конкуренция северокавказских муфтиятов.
Обострение соперничества за престиж республик в исламской сфере могло быть подогрето прозвучавшим 24 марта с.г. заявлением пресс-службы Духовного управления мусульман Российской Федерации о том, что уже в сентябре с.г. состоится торжественное завершение строительства новой Соборной мечети на проспекте Мира в Москве. Высота ее минаретов, как писало год назад казанское интернет-издание «Бизнес Online» со ссылкой на московскую мэрию, должна составить 78,2 м. Вместимость новой мечети, как сообщил в сентябре 2013 года Владимир Ресин, в 2001–2011 годах бывший руководителем Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, – около 7 тыс. человек. В традиционно исламских регионах России стараются не отставать «громадьем замыслов» от московского муфтията.
Нельзя не отметить символический смысл архитектурного сходства будущей дагестанской мечети с Масджид ан-Набави, Мечетью пророка в одном из священных городов Аравии – Медине. В 2011 году в Чеченской Республике была открыта мечеть, чей внешний вид повторяет священную каабу в Мекке; ее проект был одобрен лично Рамзаном Кадыровым.
В этих замыслах прочитываются мотивы, подобные тем, что завладели в XVII веке православным Московским патриархом Никоном, который заложил под Москвой монастырь с названием «Новый Иерусалим», чей собор Воскресения воспроизводил облик храма Гроба Господня в Святой земле христиан. Амбициозный проект патриарха отражал его концепцию Москвы как нового центра христианского мира. Вместе и врозь республики Северного Кавказа все чаще реализуют – или по крайней мере заявляют – масштабные замыслы, которые имеют целью подчеркнуть возрастающий вес этого региона в исламском мире, подкрепленный политической мощью всей России. К подобным символическим жестам можно отнести январское миллионное шествие в Грозном против карикатур на пророка Мухаммеда, когда исламское сообщество России пошло наперекор европейскому мейнстриму и присоединилось к мнению исламского мира. Монументальные зримые воплощения торжества ислама на Северном Кавказе, да еще и повторяющие символику сакральных мест этой религии, судя по всему, служат той же цели: обозначить авторитет мусульманской религии в республиках, которые, в свою очередь, получают ощутимую прибавку в политическом весе.