0
3490
Газета Тенденции Интернет-версия

21.01.2015 00:01:00

Мавры Нового Света

Тэги: сша, латиноамериканцы, латинос, ислам, куба, турция, реджеп тайип эрдоган


Религия пророка Мухаммеда постепенно охватывает Соединенные Штаты. При этом самым быстрорастущим сегментом мусульманского сообщества США стали выходцы из Латинской Америки. По данным опроса имамов 524 мечетей (25% мусульманских культовых зданий в Штатах), с 2000 по 2011 год доля латинос среди обращенных в ислам поднялась с 6 до 12%. Администраторы популярного сайта WhyIslam.org отмечают, что из 2862 американцев, ставших в 2011 году мусульманами при посредничестве этого интернет-ресурса, 19% – выходцы из латиноамериканских стран или их потомки.

Неудивительно, что перепись 2010 года показала в США графства (территориальные единицы уровнем ниже штатов) с наибольшей плотностью проживания мусульман не только в районе агломераций Нью-Йорка, Детройта, Чикаго и других крупных городов Восточного побережья и Великих озер, но и в глубинке Техаса и Флориды, где выходцев с Ближнего Востока и Северной Африки не так уж много, зато велика доля мексиканцев (в Техасе) и пуэрториканцев и кубинцев (во Флориде). В этих Штатах уже есть имамы-латиноамериканцы: например, главный имам мечети Аль-Ихсан в южном Майами Наджиб Соума, кубинец, принявший ислам в 2007 году, или настоятель одной из мечетей Исламского общества Большого Хьюстона (Техас) Иса Парада, сальвадорец по происхождению, сменивший в 1996 году католицизм на веру пророка Мухаммеда. Точных данных о числе латиноамериканцев-мусульман, как и в целом последователей этой религии, в США нет, так как в переписи населения вопрос о вероисповедании отсутствует. Консервативная оценка, данная, например, в солидной «Энциклопедии истории ислама в США» (Нью-Йорк, 2010), дает цифру в 40 тыс. латиноамериканцев-мусульман в Соединенных Штатах в нулевые годы. Американские мусульманские организации поднимают эту планку до 200 тыс.

Причин для смены религии у выходцев из Латинской Америки немало. В чужой стране всегда остро ощущается одиночество. В Католической церкви, к которой по рождению в основном принадлежат иммигранты с юга, господствует обряд, да и священник в Штатах, как правило, для них чужой – не латиноамериканец, а итальянец. Другое дело община при мусульманском или, например, неопятидесятническом (эта религия также стала очень популярной у латинос в США) духовном центре. «Многие мигранты, оказавшиеся здесь один на один с собой, приходя в мечеть, видят себя в ней желанными гостями», – отметила в 2013 году координатор по работе с латиноамериканцами WhyIslam.org Нахела Моралес, сама мексиканка по происхождению.

Другой момент – среди неофитов-латинос велико число представительниц слабого пола. По данным опроса имамов 524 мечетей, с 2000 по 2011 год число новообращенных мусульманок выросло с 32 до 41%. По данным сайта WhyIslam.org, среди принявших ислам при его посредничестве в 2011 году латиноамериканцев 55% составляли женщины. Малайзийское государственное информагентство Bernam еще в 2003 году привело мнение одного из неофитов о том, что принимающие ислам женщины стремятся уйти от «рабства Maybelline», необходимости постоянно следить за своей внешностью и «устали от того, что их рассматривают как сексуальные объекты». Хиджаб и бурка, закрывающие волосы и тело, делают неактуальными для них эту проблему и к тому же избавляют от приставаний на улицах в иммигрантских кварталах.

Существует еще один вид мотивации, рассматривающий переход в ислам как «углубление» своей идентичности, возвращение «к корням». Как отмечает известный американский журналист Тим Пэджетт, возглавлявший сначала мексиканскую, а затем в целом латиноамериканскую редакцию журнала Time, сейчас, как «афроамериканцы в 1960-е годы, латиноамериканцы открывают свои исторические и культурные связи с исламом и арабским миром». Об этом, например, в интервью Los Angeles Times еще в марте 1999 года заявил Раймундо Нур, соучредитель Ассоциации латиноамериканцев-мусульман в Америке: «У нас имеется значительное исламское наследие, и люди сейчас его открывают для себя». Об этом же недвусмысленно сообщал баннер на одной из уличных демонстраций пуэрториканского «Исламского альянса» (Alianza Islamica), активно действовавшего в конце 1990-х – начале 2000-х годов в Восточном Гарлеме: «Требуем наше исламское наследие» (Reclamando nuestra herencia islamica). Рамон Окасио, один из учредителей «Исламского альянса», охарактеризовал его в интервью Voices of New York в 2012 году как попытку создать «мусульманскую организацию, собравшую энергию националистической латиноамериканской политики, кипевшую тогда в Гарлеме». «Мы попытались адаптировать ислам к нашей культуре, и были первыми в этом», – заявил Окасио. Подобное наблюдается и в Карибском бассейне. «Ученые, которые изучают ислам на Кубе, скажут вам: «Да, есть попытки креолизации или создания кубинского ислама», – сообщила в 2010 году сайту MuslimVoices.org сотрудница Университета Флориды Мария Логроньо, возглавлявшая проект по изучению исламской общины на Острове свободы.

Подобные «мавританские» симпатии латиноамериканцев активно подогревались в свое время рассказами о том, что Новый Свет якобы был открыт и колонизирован мусульманами еще до Колумба. По англоязычным исламским сайтам и печатным изданиям как минимум с конца 1990-х годов кочуют рассказы о том, что «руины мечетей с кораническими надписями найдены на Кубе и в Мексике, в Техасе и Неваде». Эта информация основана на книге «Американская сага», выпущенной в 1980 году в Нью-Йорке Барри Феллом, до того успешно изучавшим в Гарвардском музее беспозвоночных, но затем ставшего адептом альтернативной истории. Фелл решил, что найденные в штатах Колорадо, Нью-Мексико, Невада и Индиана древние каменные строения – это медресе (мусульманские религиозные школы), построенные в VII–VIII столетиях переселившимися сюда арабами. Их потомками Фелл объявил североамериканские индейские племена асанази, хокохам, ирокезов и алконгинов, а также живших некогда в Мексике ольмеков, чьи изваяния имеют негроидные черты (и не беда, что их цивилизация существовала еще до новой эры). В свою очередь, эмигрировавший в 1970-е годы в Штаты из Гайаны журналист Айвен ван Сертима в книге «Они были здесь до Колумба» (1976) объявил ольмеков и прочих жителей Кариб потомками выходцев из Северной Африки в Средние века. Об этом, по его мнению, свидетельствовало наличие в наши дни в этом регионе фамилий Marabitine и Marabios, походящих на название святых людей у мусульман Северной Америки – марабутов. Но если даже и так, появление подобных фамилий легче связать с приходом испанцев, много веков воевавших с маврами, а не самих мавров, якобы опередивших на много веков Колумба.

Точно так же, как в 1960-е годы американских «Черных пантер» привечали в Алжире, а в 1980-е лидер «Нации ислама» Луис Фаррахан нашел поддержку у Муамара Каддафи, сегодня рост числа мусульман среди латиноамериканцев вызывает удовлетворение в Турции. Фонд по делам религии Турции, негосударственная организация, тем не менее пользующаяся поддержкой правительства этой страны, еще несколько лет назад занялся согласованием строительства мечетей в странах Карибского региона. Разрешение на строительство мусульманского культового здания в Гаване было озвучено кубинским послом в Анкаре Альберто Гонсалесом Касалсом 20 декабря с.г., вскоре после того, как о строительстве мечети на Острове свободы заговорил и сам Эрдоган. Произошло это во время первого саммита мусульманского духовенства Латинской Америки, прошедшего 12–15 ноября в Стамбуле. Президент Турции также проявил себя на саммите как сторонник версии, согласно которой Новый Свет открыли в 1178 году мореплаватели-мавры (см. «НГР» от 19.11.14). Этот, по мнению Эрдогана, «научный факт» может войти в программу государственного обучения, так как президент призвал Министерство образования «более внимательно посмотреть на соответствующие страницы в турецких учебниках истории».

После выборов президентов Египта и Туниса, оппонирующих исламистам, стало ясно, что Северная Африка уходит из орбиты влияния Турции (см. «НГР» от 17.12.14). Возможно, наследники Османской империи решили попытаться повлиять на единоверцев в Новом Свете, объявив их потомками мавров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1858
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3856
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2897
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2369

Другие новости