Дина Вильковски.
Арабо-исламские организации в современном Казахстане: внешнее влияние на исламское возрождение. – Астана–Алматы: ИМЭП при Фонде первого президента, 2014. – 192 с. |
Одна из ведущих «молодых» арабистов Казахстана Дина Вильковски-Нуртазинова (1960–2012) возглавляла кафедру арабского языка на факультете востоковедения КазГУ, затем переехала в Германию, работала в Университете Гумбольдта. Ее исследование охватывает период с начала 90-х по 2007 год и фактически представляет собой анализ первых попыток внешнего влияния на исламское возрождение в Казахстане.
«Перед нами одна из редких для нашего интеллектуального сообщества работ, выполненных по западным стандартам», – говорится в предисловии. Несмотря на разговор о «западных стандартах», исследовательница строит свою работу по критериям, принятым в России, – другое дело, что и наши критерии, порой в административном порядке, приближаются к западным. Арабские источники, основные понятия даны в написании, принятом в системе РАН. Дина Вильковски использует термины «исламское обновление» или «реисламизация» – несмотря на «возрождение» в заглавии монографии, – и представляется, что первый термин все же ближе к сути. Как видно из исследования, в Казахстане не только легитимизируется ислам, получает определенное государственное оформление, но появляются новые молодежные и женские организации, которых не было никогда.
Безвозмездная финансовая помощь, оказанная Казахстану только странами Персидского залива, оценивается автором в 90 млн долл. Даже в ценах 5–10-летней давности сумма для Казахстана сравнительно небольшая, однако интересно, на что Саудовская Аравия и другие исламские государства направляли эти средства. Современные Астана и Алматы по большей части построены на саудовские деньги, включая здания Парламента и военной академии «Жас Улан»; генеральный план Астаны разрабатывала компания «Сауди Бен Ладен Групп». Султанат Оман принес в дар казахской столице Дворец торжеств, Кувейт – городскую администрацию (акимат), Катар – соборную мечеть и исламский центр, дворец президента построили Объединенные Арабские Эмираты.
Собственно о влиянии вынесенных в заглавие книги арабо-исламских организаций речь заходит на 90-й из 190 страниц работы. Более или менее общую стратегию этого влияния можно считать выраженной словами профессора Каирского университета Ахмада Фауд-паши (Египет, как центр ислама, также оказывает активное влияние на казахские религиозные процессы, хотя государственных учреждений и не строил) о воспитании нового поколения мусульман, «создании современной исламской мысли… которая должна синтезировать наследие… и достижения мировой исламской мысли». Стратегия понятна, и в ней нет ничего нового. Исследовательница указывает, что тюркские кочевые племена современного Казахстана с Х века испытывали влияние именно арабского ислама, и лишь в XIX веке, с присоединением к России, «казахский ислам оказался под воздействием мулл из Поволжья», а воздействие это было более светским. В скобках замечено, что в Казахстане «идет раздел религиозного поля», в том числе внутриисламского, сопровождающийся «не всегда корректной миссионерской работой проповедников «новых деноминаций». К последним можно отнести так называемую Общину Ахмадийа – не вдаваясь в подробности, так называемое Ахмадийское движение пакистанского происхождения многие мусульманские организации считают антиисламским. Бывшим комсомольским работником Калиуллой Маджановым на деньги Катара было создано молодежное объединение «Наследие», в интернате которого арабский язык и ислам сиротам преподавали члены организации «Братья-мусульмане». В совместном Казахско-Кувейтском университете, созданном на деньги катарского Общества социальных реформ, организации, признанной в России террористической, все обучение велось на арабском, а учили сурам Корана и шариату. Приманки проповедники использовали одни и те же: бесплатное питание и проживание, а порой и необходимость возместить заведению затраты в случае решения прекратить обучение. С этими и подобными организациями быстро разобрались, а студенты-арабисты продолжали обучение в светских университетах с государственной лицензией. Из работы Вильковски можно сделать вывод, что с самого начала взаимоотношений, приняв дары с берегов Персидского залива, Казахстан сумел избежать мощного влияния деструктивных исламских организаций, не поссорившись, однако, ни с саудитами, ни с египтянами, ни с турками, влияние которых хоть и невелико, но присутствует.