Генон выглядел, как типичный
французский ученый. Фото 20-х годов ХХ века |
Основатель традиционализма Рене Жан-Мари-Жозеф Генон начал путешествие в мир оккультизма с контактов с известным мистиком Папюсом – автор не указывает, что последний некоторое время подвизался при российском императорском дворе. На втором этапе деятельности он установил контакт с католическими кругами, философами и журналистами, но быстро разочаровался, как и католики в нем. Один из братьев Шакорнак, книготорговцев и журналистов, набросал несколько восторженный портрет Генона 20-х годов ХХ века: «Очень высокий худой брюнет около 30 лет, одетый в черное, выглядевший как классический французский ученый. Его вытянутое лицо с маленькими усиками освещалось удивительно светлыми и проницательными глазами, которые, казалось, проникают в суть вещей».
Книга Марка Сэджвика не только о Геноне, хотя по большей части о нем. Работа в целом несет признаки научного труда. Автор вводит термин «перенниализм» (от «philosophiaperennis» – Вечная философия, о которой в 1540 году писал известный католический ученый Марсилио Фичино), понимая под этим веру в существование «Вечной философии», первоначальной и утраченной религии. О том, откуда Генон черпал знания об индуизме, которым увлекся в поисках «Вечной философии», для биографов остается загадкой. «Генон никогда не писал о том, что бывал в Индии, хотя и не утверждал обратного…» Эта ранняя, индийская ветвь исследований и размышлений Генона составляет одну из частей книги Сэджвика.
Марк Сэджвик.
Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. / Пер. с англ. М. Маршака (1–5 главы) и А. Лазарева. Научн. ред. Б. Фаликов. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 356 с. |
Другая ветвь была масонской. В 1912 году Генон вступил в регулярную масонскую ложу «Фивы». Французские мартинисты, среди которых некоторое время подвизался Генон, его тоже разочаровали, и он принужден был организовать свой собственный, Возрожденный орден Храма. Генон пытался реанимировать орден тамплиеров. «Неизвестно, что именно происходило в ходе этих собраний… Участие (в них), похоже, было для Генона неприятным воспоминанием, и позже, когда его о нем спрашивали, он уходил от ответа».
В 1930-м Генон окончательно переселился в Египет и во Францию более не возвращался. «В Каире Генон жил как благочестивый мусульманин и суфий… скрупулезно следовал предписаниям шариата, но и выполнял желательные, добровольные практики сунны… В этом Генон отличался от… западных суфиев, о которых мы говорили ранее».
Марк Сэджвик не лукавит, когда дает свое работе подзаголовок «Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века». Он постарался сделать свою работу не только научной, но и популярной. Не экономя, он рассказывает о малоизвестных парафилософских обществах, в том числе и тех, которые искали истины в ритуалах североамериканских индейцев. Столь же экстравагантными для Сэджвика являются русские славянофилы. В свое время остроумный Батюшков прозвал «славянофилами» Хомякова, братьев Киреевских и их единомышленников, и эта шутка намертво прилипла. Славянофилы «не любили» вообще славян – католиков-поляков, мусульман-косоваров. Они исследовали уникальность православной цивилизации, но в такие тонкости Сэджвик не вдается, из чего можно сделать вывод о глубине его научных подходов. В книге присутствует глава о современном русском традиционализме, то есть о деятельности Александра Дугина, Гейдара Джемаля и некоторых других на излете СССР, о которой российский читатель более или менее осведомлен.