Орден иезуитов, в прошлом одно из самых эффективных, но при этом критикуемых объединений в истории Католической Церкви, празднует 200 лет со дня своего восстановления. Папа Франциск 27 сентября совершил в Риме литургию, посвященную памятной дате. Обратившись к верующим, Понтифик сравнил преследования иезуитов со страстями Христовыми. О возможной справедливости некоторых обвинений, повлекших упразднение ордена самой Католической Церковью, Папа предпочел не говорить.
Акцентирование страданий иезуитов в их связи как с прошлым, так и с будущим Церкви стало главной темой выступления Понтифика: «Столкнувшись с потерей всего, что у них было, даже своей идентичности, они не противились воле Господа, не пытались спасти себя. Орден прожил этот конфликт до конца и не пробовал ослабить его. Иезуиты остались до конца верны тому, ради чего их конгрегация была создана: милосердию, смирению, спокойствию, евангельской простоте, полному доверию к Богу». Папа отметил искушения, которым подвергались иезуиты, и то, что им удалось их преодолеть: «В трудные времена являются многие соблазны: так, предаться горю, сосредоточиться на факте преследований, не видеть ничего другого. Я был поражен, когда читал письма генерала Ордена Лоренцо Риччи, его способностью избегать этих бед».
Из особого интереса Папы Франциска к теме иезуитов (Понтифик в течение многих лет являлся членом ордена) в Ватикане не делают тайны. Демонстративное благоволение к Обществу Иисуса стало частью официальной риторики Ватикана. В Папском дворце предпочитают игнорировать двойственную репутацию многих и в особенности ранних иезуитов. В январе с.г. одного из основателей ордена, Пьера Фабера, Папа причислил к лику святых. В апреле был канонизирован еще один иезуит, проповедовавший в Бразилии.
Отсутствие в случае иезуитов характерной для Ватикана готовности каяться можно назвать любопытной особенностью нынешнего понтификата. Папа предпочитает не признавать вину Общества Иисуса, а делать выпады в адрес своего предшественника Климента XIV, упразднившего орден. Этого Понтифика Франциск упомянул в своей речи в неопределенной связи с «врагами Церкви». Ранее Франциск заявлял, что готовился сам стать Климентом: взять тронное имя Климент XV в знак победы иезуитов над гонителями.
Кстати, история изгнания иезуитов из католического мира и их бегства в протестантские и православные страны дает исторический пример взаимодействия религий. Стоит сказать, что среди государств, оказавших помощь Обществу Иисуса, была Россия. Екатерина II, ценившая образовательные проекты иезуитов, позволила изгнанникам продолжить свою деятельность в Российской империи.