При Департаменте по взаимодействию с Вооруженными cилами и правоохранительными учреждениями Федерации еврейских общин России (ФЕОР) начинает работу антинаркотическая программа. Таким образом, иудейская община присоединилась к сообществу религиозных организаций, развивающих свои проекты по профилактике и лечению наркозависимости. Журналист Андрей ЛЕВИНСОН задал несколько вопросов руководителю программы ФЕОР Давиду ГРАНОВСКОМУ.
– Неужели в еврейской религиозной среде наркомания приобрела такой масштаб, что требуется создание специальной программы?
– Прежде чем ответить на этот вопрос, считаю важным отметить: наркомания, как и другие болезни, не выбирает своих жертв по национальному принципу или религиозной принадлежности. Вы правы, для тех редких случаев, когда проблема наркомании всплывает в еврейской религиозной среде, не требуется создания специальной программы. В нашем же случае мы говорим об антинаркотической программе в более широком смысле. Далеко не все российские евреи являются религиозными, однако многие из них интересуются историей своего народа, участвуют в общинной жизни. Речь идет о большом количестве людей, для которых еврейская община играет важную роль. Для решения вопросов болезненных зависимостей, которые могут возникать в процессе работы с такой группой еврейского населения, и создана программа. Мы уверены, что Федерация еврейских общин России может внести свой вклад в решение проблем такого рода. Очень важно обращать внимание на происходящее вокруг общинной жизни, не зацикливаться только на внутренних процессах, а посильно способствовать развитию достойного образа жизни в стране в целом. Более того, антинаркотическая программа ФЕОР призвана помочь всем желающим, всем обращающимся и не рассчитана на работу только с евреями.
– Почему понадобилось создавать антинаркотическую программу в рамках религиозной организации? В чем может состоять преимущество программы, реализуемой религиозной организацией, перед, допустим, государственными медучреждениями?
– Как я уже сказал, антинаркотическая программа ФЕОР выходит за рамки религиозной организации. Более того, в решении проблем химической зависимости мы опираемся только на опыт специалистов: наркологов, психиатров и психологов. Такая форма работы подпадает под уставные задачи ФЕОР – организация благотворительной деятельности. И только в некоторых случаях, когда выздоравливающий человек сам проявляет интерес к иудаизму, мы предоставляем ему возможность познакомиться с еврейской религией. Трудно говорить о каких-либо особенных преимуществах антинаркотической программы ФЕОР в условиях, когда любая инициатива по работе с проблемами наркомании в России востребована в силу роста этого заболевания. И пока в этой области не наблюдается переизбытка, наша программа будет востребована. Но все же, если говорить о преимуществах, нужно отметить тот момент, что в работе антинаркотической программы ФЕОР уделяется особое место привлечению израильских методик и специалистов. При участии ФЕОР проходят различные межведомственные мероприятия, организуемые Федеральной службой России по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ) и МВД Израиля.
– Почему программу реализует именно «силовой» отдел ФЕОР (например, в РПЦ этим занимается синодальный отдел по благотворительности)?
– Тут все очень просто. Именно «силовой» отдел ФЕОР включает в себя тесное сотрудничество с ФСКН, направлениями деятельности которой, в том числе, являются профилактика наркомании и комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ.
– Какие есть основания полагать, что люди, не входящие в довольно ограниченный круг религиозных евреев, предпочтут вашу новую программу зарекомендовавшим себя программам иных благотворительных фондов?
– Главное, чтобы люди, которым необходима помощь, предпочли программу, обратились за помощью, а будет ли это антинаркотическая программа ФЕОР или другие зарекомендовавшие себя программы – не имеет большого значения. Я о том, что мы не собираемся конкурировать с кем бы то ни было, мы пришли помочь, в частности, и уже существующим программам. Многочисленные обращения людей, не входящих в ограниченный круг религиозных евреев, дают нам основание полагать, что их, таких обращений, станет больше.
– Лечение с помощью израильских методов будет бесплатным? Для всех?
– На это вопрос нельзя ответить однозначно. В некоторых случаях возможно полностью бесплатное лечение, на основе израильских методик в том числе. В некоторых – можно говорить о частичной оплате услуг лечения. Все очень индивидуально, но национальность обратившегося за помощью не будет являться критерием для принятия решения. Единственное, что с уверенностью можно сказать по этому вопросу: в тех случаях, когда лечение будет платное, оно будет осуществляться с большими скидками для участников антинаркотической программы. Мы планируем использовать все доступные средства для того, чтобы не было ситуации, когда человек, желающий выздоравливать, не смог бы получить лечение.
– Изучили ли вы опыт антинаркотических программ других религиозных организаций, в частности, центра игумена Евмения (Перистого) и РОСХВЕ? Знаете ли, что некоторым подобным учреждениям приходится испытывать повышенное внимание правоохранителей и отвечать на постоянную критику?
– Если говорить непосредственно о лечении, то я с осторожностью отношусь к опыту глубоко религиозных программ в области решения проблем наркомании, я не имею в виду какую-то конкретную организацию. Я убежден, что религия сама по себе не может быть панацеей от тяжелого физического заболевания, охватывающего все сферы жизни человека. Наркозависимому человеку должны оказывать помощь врачи и психологи. У меня нет проблем с тем, что человек, получающий помощь в антинаркотической программе ФЕОР, после лечения или даже в процессе выберет для себя христианство, или ислам, или что-то еще.
Я знаю, что испытывать повышенное внимание правоохранителей и отвечать на постоянную критику приходится тем организациям, к методике которых есть вопросы профессионального сообщества. Организации, которые придерживаются традиционных методик, поддерживаются как медицинским сообществом страны, так и правоохранителями.