Большинством голосов Генеральный Синод принял историческое решение. Фото Reuters
Генеральный Синод Англиканской Церкви 14 июля с.г. поставил точку в многолетней дискуссии, ответив утвердительно на вопрос о возможности женского епископата. Это событие ни для кого не стало неожиданностью, ведь тенденция в пользу такого решения наметилась в Церкви Англии уже давно. Надо отметить, что проблема женского епископата вторична по отношению к вопросу о женском священстве. Споры о последнем длились начиная с 60-х годов XX века и не утихают до сих пор. С 1977 года начались рукоположения женщин в сан диакона, с 1990-го – в сан пресвитера (в Епископальной Церкви США хиротония женщин существует еще с 1971 года). Сама Церковь Англии долгое время воздерживалась от подобных решительных шагов. В 1992 году ее Синод разрешил женские рукоположения, но это решение было скорее вынужденным, так как большая часть церквей Англиканского Содружества уже использовала подобную практику, и вопрос состоял в том, в каком каноническом отношении должны стоять клирики и миряне к женщинам-священникам, возведенным в сан за пределами юрисдикции Английской Церкви. Однако преобладание консервативных настроений в Церкви Англии долгое время не позволяло воплотить это решение Синода в жизнь. Первое посвящение женщины в священный сан состоялось лишь в 1994 году (в Бристольском соборе была рукоположена Роуз Хадсон Уилкен).
Но этот факт вызвал серьезный резонанс как в Церкви Англии, так и Англиканском Содружестве в целом. Он был обусловлен двумя причинами. Во-первых, консервативным настроением большинства священников и мирян, которые встретили это первое рукоположение женщины бурными протестами. Немалое количество верующих перешло в католичество или православие. Во-вторых, неприятием идеи женского священства и епископата Православной и Католической Церквами, с которыми англикане находились в тесных экуменических контактах. Еще в 1978 году в Афинах на заседании межцерковной богословской комиссии православная сторона заметила, что в случае признания англиканами возможности женского священства серьезный диалог по содействию христианскому единству станет невозможным.
Не последнюю роль в этой ситуации сыграл Ватикан. Надо отметить, что начало широкого обсуждения проблем женского епископата и священства в англиканском сообществе, приходящееся на 1960-е годы (которые стали поворотным этапом в истории западноевропейской цивилизации), совпало со Вторым Ватиканским Собором (1962–1965 годы), который не только в значительной степени изменил облик Римско-Католической Церкви, но и породил идеологический и духовный раскол между его сторонниками и противниками, продолжающийся и сегодня. Объявленный этим Собором курс на внутреннее обновление затронул весь христианский мир. Англиканская Церковь, имеющая давние духовные связи с католичеством, ощутила дух перемен раньше и полнее остальных. Это заметно и в вопросах женского священства и епископата. Для Церкви Англии характерны острые дискуссии между либералами и консерваторами, присущие современному католицизму.
Помимо политических причин необходимо выделить собственно богословские мотивы принятия решения в пользу женского священства и епископата. В 70-е годы в католичестве получило распространение направление так называемой теологии освобождения (по одноименной книге Густаво Гутьерреса), родившееся в Латинской Америке. Сторонники этого направления поставили перед собой цель создать синтез марксизма и католической догматики. Исходя из идеи классовой борьбы, они утверждали, что Церковь должна стать на сторону угнетаемых и поддержать левые революционные движения. Это направление повлияло на целый ряд новых интеллектуальных течений в протестантизме и англиканстве. Одним из них является «богословие феминизма». Его цель состоит, по выражению одной из представительниц данного направления Памелы Дики Янг, в «формулировке христианского вероучения с точки зрения женщин как угнетаемой социальной группы». Такая постановка вопроса натолкнула многих теологов на вывод, согласно которому отсутствие в христианской Церкви женского священства связано с патриархальными пережитками поздней Античности, Средневековья и Нового времени, когда у женщин не было широкого спектра политических и социальных прав. Церковь, утверждают сторонники «богословия феминизма», должна откинуть историческую шелуху и стать на путь полного обновления, отвечающего духу современности.
Противники подобного рода модернизма утверждают, что отсутствие за женщиной права быть священником не является дискриминационным. А связано с тем, что пресвитер в евхаристическом действе является образом Христа в том виде, в котором Он жил и проповедовал на Земле.
Так или иначе, Англиканское Содружество шло к принятию положительного решения о женском священстве и епископате долгое время. В шести его провинциях женщин рукополагают в епископский сан еще с 80-х годов. Что, кстати, поставило в очень неудобное положение Церковь Англии на Ламбетской конференции 1988 года, когда было принято промежуточное решение о том, что и противники, и сторонники такого епископата являются полноправными членами англиканского сообщества. В 2001 году в Епископальной Церкви США была рукоположена в сан епископа Кэтрин Шори.
Таким образом, 14 июля с.г. в дискуссиях, проходивших в Церкви Англии, поставлена жирная точка. Либеральная часть епископов, священников и мирян Английской Церкви, по-видимому, может праздновать победу. Премьер-министр Дэвид Кэмерон (кстати, лидер Консервативной партии) назвал этот день «великим для Церкви и для всеобщего равенства».
Однако зададим вопрос: каковы последствия этого «великого дня» для отношений между различными христианскими Церквами и деноминациями? Очевидно, что с серьезным диалогом Церкви Англии с православием и католичеством покончено. Это не значит, что будут прерваны всякие отношения, но на достижении теоретического церковного единства с англиканами, по всей видимости, поставлен крест. Диалог будет сводиться к чисто академическим дискуссиям.
А вот в отношениях англикан с различными протестантскими сообществами намечен серьезный прогресс. Ведь женский епископат уже довольно долгое время существует в лютеранских, кальвинистских, методистских и многих других Церквах Европы, США и Канады. Мы можем заключить, что Церковь Англии на заседании Генерального Синода 14 июля сделала окончательный выбор в пользу большей интеграции именно с протестантскими сообществами, а не с православием или католичеством, в пользу единства с которыми работали многие поколения англиканских иерархов и богословов начиная с XIX века.