Передовица о выборах в газете стоила христианам Малайзии многолетней тяжбы о богословских понятиях. Фото Reuters
Власти Малайзии 23 июня подтвердили запрет на использование слова «Аллах» лицам, не исповедующим ислам. Эта курьезная для европейского читателя история началась в марте 2007 года, когда Министерство внутренних дел Малайзии обратило внимание на публикации еженедельного католического издания The Herald, выходящего на малайском, английском, тамильском и мандаринском (официальный диалект китайского) языках тиражом 13 тыс. экземпляров. Чиновников не устроила передовица о досрочных выборах в нижнюю палату малайского парламента. В своей статье редактор издания Лоуренс Эндрю обратился к читателям с просьбой совершить молитву за честный результат выборов. Министерство внутренних дел Малайзии предложило руководителям The Herald ограничиться в своих статьях вопросами религии. Лоуренс Эндрю возразил, что вопросы религии и политики взаимосвязаны.
Тогда МВД Малайзии запретило использование слова «Аллах» всем представителям неисламского вероисповедания в стране (кроме штатов Сабах и Саравак на острове Калимантан). Поскольку в малайской версии еженедельника слово «Аллах» использовалось наряду со словом «тухан» (малайск. «бог») для обозначения христианского Бога, то малайская версия The Herald оказалась под запретом.
Архиепископ Римско-Католической Церкви (РКЦ) Куала-Лумпура Тан Шри Мерфи Пакиам и Лоуренс Эндрю 22 декабря 2007 года обратились в суд с иском против министра внутренних дел Малайзии об отмене запрета на использование слова «Аллах» немусульманами. Судебное разбирательство тянулось более двух лет. 26 февраля 2009 года правительство во внесудебном порядке разрешило The Herald использовать арабское обозначение Бога в статьях о католической вере, но на издании должно было быть указано, что оно предназначено только для христиан. Однако уже два дня спустя решение было отменено. 31 декабря того же года вышло постановление суда, вновь разрешившее изданию использовать слово «Аллах» в статьях, не относящихся к исламу. Министерство внутренних дел подало на апелляцию, иск удовлетворили. The Herald, в свою очередь, подало иск об апелляции, но на этот раз решение суда осталось неизменным.
В данном случае суть исковых требований может быть не совсем понятна жителю России. В нашей стране нет традиции использования слова «Аллах» по отношению к христианскому Богу. Даже наоборот: Аллаха сами мусульмане могут назвать Богом. В Малайзии же, в которой ислам является государственной религией, характерно использование слова «Аллах» христианами вместо слова «тухан».
Малайские теологи объясняют запрет на использование слова «Аллах» христианами различием между мусульманским и христианским понятием о Боге. Богословы, конечно, согласны, что Бог у христиан и мусульман один. Однако христианское понятие «Бог» семантически шире аналогичного исламского. Как известно, в христианстве слово «Бог» используется по отношению ко всем лицам Троицы: Богом называют не только Бога Отца, но и Бога Сына и Святого Духа. Именно это неприемлемо для мусульман, которые признают Иисуса Христа разве что за пророка, но никак не за Бога.
C одной стороны, такая ревностная борьба за лексику выглядит небезосновательной. Для малайского мира в отличие от ближневосточного слово «Аллах» чуждо. В арабском языке оно означает просто «бог», поэтому используется арабоязычными христианами даже во время богослужений. Для малайского уха различие между родным «тухан» и заимствованным «Аллах» весьма ощутимо. Если впечатлительной молодежи вовремя не объяснить разницу между исламским и христианским Богом, то ведь действительно будут думать, что ее просто нет.
С другой стороны, отвлеченный стиль богословских рассуждений об использовании слова «Аллах» немусульманами, даже если принимать в расчет особенности малайского дискурса (повествование нацелено на восприятие на слух, отсюда бесконечные повторы одних и тех же фраз), наводит на мысли о том, что лингвистический спор был затеян по конкретному поводу. Надо было закрыть издание, поддержавшее оппозиционного политика Анвара Ибрагима. Побочным, но весьма желательным эффектом от «маленькой религиозной войны» стало сплочение исламской общины Малайзии – основной избирательной базы правящей партии страны Объединенной малайской национальной организации (ОМНО).