Талгат Таджуддин наглядно показывает, что он – Верховный муфтий. Фото с официального сайта ЦДУМ
Неожиданной опале подвергся глава дальневосточного муфтията в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Хамза Кузнецов. Как сказано в письме председателя ЦДУМ Верховного муфтия Талгата Таджуддина к губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту от 15 мая (копия документа опубликована в дальневосточных СМИ), Кузнецов «снят с должности имам-хатыба ММРО (местной мусульманской религиозной организации. – «НГР») «Аль-Фуркан» города Хабаровска, а также снят с должности председателя РДУМ (регионального духовного управления мусульман. – «НГР») Хабаровского края в составе ЦДУМ России». Также Кузнецов был лишен статуса полномочного представителя ЦДУМ на Дальнем Востоке.
Избранный в 2009 году на маджлисе (съезде) представителей дальневосточных мусульманских общин, Кузнецов за прошедшие годы сделал немало для усиления ЦДУМ в регионе: в 2008 году здесь были три зарегистрированные религиозные организации (в якутском Нерюнгри, сахалинских Аниве и Южно-Сахалинске), сейчас – 15. В Хабаровске было получено разрешение на выделение 3 га земли в центре города под строительство большого исламского комплекса с мечетью и медресе.
Причина отставки Кузнецова сформулирована Верховным муфтием следующим образом: «За умышленный подлог, фальсификацию подписей на представленных в Управление Минюста России по Хабаровскому краю для регистрации документах мусульманской организации «Аль-Фуркан» Центрального духовного управления мусульман России и в связи с утратой доверия».
На судьбу хабаровского муфтия могло повлиять появившееся 31 марта на одном из исламских сайтов открытое обращение лидера Национальной организации русских мусульман (НОРМ) Харуна Сидорова, заявившего, что он «готов… сложить с себя полномочия лидера НОРМ и предложить на эту роль… человека с правильными исламскими… убеждениями, например Хамзу Кузнецова, русского муфтия из Хабаровска». НОРМ, участвовавшая в «белоленточных» митингах в Москве и Петербурге в 2011–2012 годах, а затем поддержавшая евромайдан, судя по всему, приобрела у российских властей и силовых ведомств реноме радикальных оппозиционеров от ислама, вследствие чего, по словам Сидорова, едва ли не все его сподвижники находятся сейчас за границей. Соответственно выражение симпатии главы НОРМ могло подорвать доверие руководства ЦДУМ к дальневосточному муфтию.
С другой стороны, череда подобных отставок влиятельных региональных муфтиев происходит в объединении уже много лет. Начало процессу было положено на пленуме муфтията 21–22 ноября 2005 года, на котором со своих должностей были сняты сразу два заместителя Верховного муфтия Талгата Таджуддина – председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) Пермского края Мухаммедгали Хузин и глава Московского представительства (ранее последовательно возглавлявший местные ДУМы в Татарстане и Ямало-Ненецком округе) Фарид Салман Хайдаров. Оба муфтия заняли видное место в ЦДУМ уже в начале 1990-х годов, а в начале нулевых выступали от имени организации в центральных СМИ, представляли ее в Межрелигиозном совете России и на международных конференциях. После изгнания из ЦДУМ Хузин увел Пермский муфтият в самостоятельное «плавание», а московское представительство ЦДУМ оставалось де-факто без руководителя вплоть до декабря 2010 года, когда Таджуддин вручил бразды управления им главе ДУМ Чувашии Альбиру Крганову, являвшемуся также начиная с 2005 года первым заместителем Верховного муфтия.
Крганов зарегистрировал в столице новую структуру – Духовное управление мусульман Москвы и Центрального региона России «Московский муфтият». Напомним, что такое же название – Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона России (ДУМЦЕР) – носило созданное в январе 1994 года столичное объединение мусульман в составе ЦДУМ (тогда еще сохранявшего советское название ДУМЕС – Духовное управление мусульман европейской части России и Сибири). В сентябре 1994 года ДУМЦЕР вышло из состава ЦДУМ и стало самостоятельным муфтиятом, в 1998 году сменившим название на ДУМЕР – Духовное управление мусульман европейской части России. Его создатель и бессменный лидер муфтий Равиль Гайнутдин на протяжении многих лет был – не в последнюю очередь благодаря нахождению в столице – главной медиафигурой, выступавшей от лица российских мусульман в диалоге с обществом и властью.
Момент, чтобы потеснить Гайнутдина, был выбран удачно. Начавшийся в сентябре 2010 года конфликт ДУМЕР с жителями московского района Текстильщики, выступившими против строительства там мечети, в конце ноября того же года завершился публичным заявлением префектуры ЮВАО об отказе от выделения участка под мусульманское культовое здание. Обиду муфтий выплеснул в декабрьском интервью татарской редакции Радио «Свобода»: «Мусульмане из-за нехватки мечетей вынуждены праздничные намазы совершать на улице… Унижение мусульман, политика по ущемлению гражданских прав продолжается. Все мусульмане, весь исламский мир это видят». Он обвинил также представителей государства в намерении «задавить ислам в России».
Перераспределить влияние в московской умме Крганову все же не удалось. Соборная и Историческая мечети, которые в основном посещают живущие в столице мусульмане, находятся под контролем Гайнутдина, а поданную заявку под выделение участка для строительства Соборной мечети ЦДУМ (см. «НГР» от 07.08.13) мэрия в итоге так и не удовлетворила. Тем не менее Крганов наладил взаимодействие с мэрией Москвы, получив в 2012 году под резиденцию муфтията здание в центре столицы и возможность совершать богослужения в главные мусульманские праздники в парке «Сокольники», а также вошел в состав Общественной палаты России.
Однако на пленуме ЦДУМ в Уфе 19 ноября 2013 года Крганов был лишен всех своих постов в организации «в связи с утратой доверия и многолетней раскольнической деятельностью». Как пояснил затем газете «Правда ПФО» пожелавший остаться анонимным источник в руководстве ЦДУМ, «начиная с 2010 года в его (Крганова. – «НГР») поведении стали наблюдаться пугающие тенденции. Он без лишней огласки внес изменения в устав чувашского управления, стараясь вывести его из подчинения центральных органов, создал так называемый московский муфтият. Его многократно предупреждали, он каялся, но от стремления получить как можно больше власти избавиться так и не смог. Так что итог выглядит вполне закономерным», – заключил аноним.
При этом Крганов – как и ранее в такой же ситуации Хузин – сохранил руководство над Чувашским муфтиятом, а также место в Общественной палате РФ. Как отметил «НГР» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, Крганова поддерживают «люди, близкие к администрации президента и РПЦ», поэтому его по-прежнему «приглашают на разные мероприятия». Он участвует как один из представителей российской уммы и во внешнеполитической деятельности – в марте с.г., например, он посетил Крым для переговоров с крымскими татарами накануне референдума о самоопределении полуострова, то есть сохранил свою востребованность для российских властей.
Алексей Малашенко добавил, что и муфтий Хузин «человек очень непростой, честолюбивый, у него всегда была своя самостоятельная позиция». В целом, по мнению эксперта, все вышеперечисленные опальные деятели в ЦДУМ «очень амбициозны» и по мере набора политического веса «все больше и больше хотели быть если не независимыми, то автономными». И Верховный муфтий пресекал деятельность своих влиятельных «региональных баронов», чтобы они не угрожали целостности его организации. Таджуддин в итоге оказался в выигрыше – спустя несколько лет многие пермские исламские лидеры вернулись в ЦДУМ (см. «НГР» от 04.09.13). В Чувашии некоторые имамы, подчинявшиеся Крганову, еще в начале 2013 года заявили о переподчинении напрямую ЦДУМ.