Полвека назад католические священники и коммунисты уже сталкивались в борьбе за симпатии пролетариата. Кадр из фильма «Дон Камилло и депутат Пеппоне» (1955)
К каким все-таки общественно-политическим взглядам – левым или правым – сейчас ближе Римско-Католическая Церковь (РКЦ)? Этот вопрос задают себе многие в мире после проявлений «пауперизма» (выступления в пользу прав бедных и кампания за скромный образ жизни священнослужителей) в деятельности и заявлениях Папы Франциска. Вопрос не новый и поднимался в католических кругах очень давно, еще в XIX веке.
Основная «среда обитания» Церкви – обездоленные массы, судьбу которых она призвана облегчать. Но тут есть загвоздка: идеология почти всех левых партий и движений включает отрицание Бога и религии, часто – насильственную борьбу с ними (как показывает опыт бывшего СССР), что затрудняет или делает невозможным сотрудничество партий и РКЦ, даже в чисто социальном плане. Получается, что из-за этого идеологического препятствия Церковь не может действовать там, где ее присутствие было бы максимально необходимым. А правые обычно веруют в Бога, но нередко распоряжаются своими богатствами не так, как предписывает Евангелие. И это для Церкви так же предосудительно, как антирелигиозность левых.
Поэтому РКЦ всегда колебалась между правыми и левыми в зависимости от ее интересов и настроений в тот или иной исторический период. Теперь же, при Папе Бергольо, церковный маятник качнулся «налево». 24 ноября 2013 года Папа Франциск обнародовал «апостольское обращение» под названием «Радость Евангелия» (Evangelii gaudium). «Апостольское обращение» – это наставнический документ, по рангу не такой важный и торжественный, как энциклика, но обязательный к исполнению для всех верующих.
Говоря об актуальных вызовах, которые современное общество бросает Церкви, Папа критически характеризует господствующую в мире экономическую модель. Он называет ее «в корне несправедливой» и даже «убивающей», потому что в ней преобладает «закон сильного». Церковь, по мнению Понтифика, должна активно включиться в дело защиты бедных. «Пока не решатся проблемы бедных, не решатся проблемы мира», – отмечает в своем обращении глава Католической Церкви. Та система, которая «в корне несправедлива», но тем не менее преобладает в современном мире, имеет точное название: это капитализм. Папы последнего времени, начиная с Иоанна Павла II, неоднократно обращали внимание на то, что поражение коммунизма не значит автоматически оправдание капитализма, при котором тоже могут быть разные формы эксплуатации, порожденные «идолопоклонством денег», которое приведет к «новой тирании».
Слова Папы вызвали отрицательную реакцию многих представителей церковного и политического консерватизма, которые обвиняют Понтифика в том, что он якобы ничего не понимает в экономике и обличает капитализм, обеспечивающий благополучие РКЦ. В критике Папы Франциска особенно отличился американский консервативный радиокомментатор Раш Лимбо, заявивший, что заявления Папы – это «чистый марксизм». После этих нападок Папа Франциск дал интервью главному редактору итальянской газеты Corriere della Sera Ферруччо де Бортоли, который его спросил, не досадно ли ему стать мишенью обвинений в марксизме, особенно с американской стороны. Папа Франциск ответил: «Я никогда не разделял марксистскую идеологию, потому что она не верна, но я знал много честных людей, исповедовавших марксизм».
Папа высказался в русле традиционной теории о различении греха и грешника. Но Католическая Церковь сегодня не впервые столкнулась с проблемой отношений с левыми идеологиями. Это происходило и в XIX столетии, когда Папа Лев XIII в своей энциклике «О новых делах» (Rerum novarum) систематизировал социальную доктрину РКЦ. При этом он воспринял некоторые положения марксизма, пытаясь освободить их от атеистического «балласта». Вопрос стал особенно острым после Второй мировой войны, когда казалось, что Советский Союз распространит коммунизм во всем мире, и в некоторых странах, в том числе в Италии, коммунистические партии стали реальной и влиятельной политической силой. И тут речь шла о спасении некоторых «объективно верных» положений марксизма об эксплуатации трудящихся от портящей их «атеистической заразы».
1 июля 1949 года особым декретом Конгрегации священной канцелярии (бывшая инквизиция, а в настоящее время Конгрегация доктрины веры) Папа Пий XII отлучил от Церкви всех коммунистов, всех тех, кто их поддерживает, читает их газеты и распространяет их взгляды. Но и тут острие декрета было направлено скорее на «атеистическую и материалистическую» идеологию коммунизма, чем на присущий ему коллективизм и другие особенности. Это была попытка перенести борьбу с левыми группами в область духовных сфер, оставив открытой пусть и узкую, но лазейку для взаимопонимания в области социального раскрепощения трудящихся. Эта двусмысленная ситуация, не исключавшая сотрудничества, нашла отражение в фильмах по произведениям писателя Джованнино Гуарески. В центре его рассказов – взаимоотношения деревенского священника дона Камилло и мэра-коммуниста Пеппоне, ведущих между собой идеологические споры, но вместе работающих на благо своей деревни.
Между тем тактика ведения борьбы с левыми на уровне идеологии продолжалась, особенно в 1948 году, когда в Италии должны были состояться первые свободные всеобщие выборы после окончания войны и падения фашизма. Ярким элементом этой тактики стала фигура «странствующей Богородицы», которая по инициативе консервативных католических «гражданских комитетов», с разрешения Ватикана, каждый день переносилась в тот или иной город страны и становилась объектом поклонения сотен тысяч верующих, испрашивавших освобождения от «атеистического» коммунизма.
Среди инициатив Католической Церкви по внедрению в сознание трудящихся понимания их социальных прав, но отдельно от атеистических «соблазнов» коммунизма большую роль сыграло основание светских организаций католического трудового народа вроде христианских профсоюзов. Например, «Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся». В еще большем объеме эту задачу выполняли «Христианские ассоциации итальянских трудящихся», АКЛИ (Associazioni cristiane lavoratori italiani). Эта организация была создана Ватиканом в 1945 году для проведения политической работы среди трудящихся-католиков. АКЛИ сыграли значительную роль в проведении политики, которая основывалась на принципе «социальные права без коммунистов», всегда понимаемых прежде всего как поборников атеизма. Еще в 1968 году АКЛИ объединяли около миллиона трудящихся, которые получали разного рода социальные блага, что не всегда было под силу государству. Под руководством АКЛИ действовали общества по профессиональному обучению, борьбе с неграмотностью, спортивный союз и другие. Смысл подобных инициатив заключался в стремлении доказать, что Католическая Церковь способна проводить левую политику и без догм марксизма.
Но время шло, и проблема отношений между РКЦ и левыми политическими организациями стала актуальной в 1960-е годы, с возникновением в Западной Европе еврокоммунизма, отказывавшегося от старых марксистских догм (в том числе атеизма). Католическая Церковь после Второго Ватиканского Собора искала новые пути aggiornamento («осовременивание») и большей активности в мире. Энциклики Папы Иоанна XXIII предварили отношение РКЦ к готовившимся политическим переменам. В Италии началась дискуссия о сближении правившей Христианско-демократической партии с социалистами и даже, при определенных условиях, с коммунистами. Консерваторы требовали отказаться от контактов с левыми и даже предлагали больше сделать крен «вправо», но были в меньшинстве. Энциклика, посвященная этим темам, называлась «Мать и наставница». Другая энциклика, посвященная разрядке международной напряженности и пробуждению развивающихся стран, называлась Populorum progressio («Прогресс народов»). Итальянцы, которые никогда не теряют чувство юмора, подшучивали над документом «Мать и наставница»: в латинском оригинале эо звучит как Mater et magistra, что рифмуется с итальянским словосочетанием apertura a sinistra, то есть «обращение налево», а если его перевести на итальянский язык, то это звучит как Madre e maestra, что составляет рифму с apertura a destra – «обращение направо». «Церковь должна осторожно обходиться со своей латынью», – с улыбкой отмечали люди.
Но победила «политическая латынь». Указанные энциклики оказались у истоков политической деятельности католиков на следующие три десятилетия. Католики нашли общий язык с социалистами при посредничестве лидера Христианско-демократической партии Альдо Моро. Потом дело дошло до правительства Джулио Андреотти с участием социалистов и при поддержке перестроившейся Коммунистической партии. Это сотрудничество вызвало тревогу леваков, террористов из «Красных бригад», которые похитили и убили Альдо Моро. Ватикан, в свою очередь, начал проводить ту политику заступничества и защиты народов развивающихся стран, которая стала для него характерной в дальнейшем и вызвала интерес к Азии, Африке и особенно Латинской Америке, ставшей ныне причиной избрания и основой церковной политики Папы Бергольо, выходца из Аргентины.
Рим