Папа Франциск не должен забывать, что рядом еще есть почетный Папа. Фото Reuters
Год после своего отречения 28 февраля 2013 года Папа Римский на покое Бенедикт XVI провел в стенах одного из монастырей Ватикана. Сообщения о «почетном Понтифике» в это время крайне редко попадали в прессу. Самоустранение бывшего главы Церкви казалось естественным, ведь Йозеф Ратцингер объявил: «Я не вернусь к жизни, полной встреч, путешествий, приемов и тому подобного. Я не оставлю свой крест, но иным образом останусь с Христом».
В связи с этим появление Бенедикта XVI 22 февраля с.г. на церемонии возведения в сан новых кардиналов стало неожиданностью. Удивление нарастало по мере того, как почетный Понтифик все более активно начинал вмешиваться в жизнь Церкви.
В феврале в СМИ были опубликованы выдержки из письма Бенедикта XVI журналисту La Stampa Андреа Торньелли. Тогда же экс-Понтифик подтвердил, что направил послание швейцарскому теологу Гансу Кюнгу. Вслед за тем было опубликовано интервью, данное бывшим главой Церкви польскому журналисту Влодзимежу Редзёху. В нем Бенедикт XVI назвал Иоанна Павла II святым – беатификация знаменитого Папы на повестке дня у Католической Церкви.
Содержание выступлений экс-Понтифика, разумеется, трудно счесть сенсационным. Вместе с тем значение имеет уже сам факт того, что бывший Папа здоров и способен к активной деятельности. Не выступая никоим образом против своего преемника, Бенедикт ставит под сомнение собственные слова, сказанные год назад: «Я убедился, что мои силы по причине преклонного возраста недостаточны более, чтобы выполнять должным образом обязанности преемника святого Петра».
Масла в огонь подливает итальянский ватиканист Антонио Соччи, ранее, в сентябре 2011 года, предсказавший будущее отречение Папы. Сочувствующий консерваторам в Римской курии аналитик убежден, что на протяжении понтификата Бенедикта XVI против того велась закулисная борьба. В давлении на бывшего главу Церкви аналитик обвиняет влиятельные круги в самом Ватикане, якобы недовольные его консерватизмом. На условиях анонимности Соччи цитирует некоторых кардиналов, еще в 2005 году отводивших Папе Ратцингеру «два-три года на Святом Престоле, и не больше».
Подход Соччи к отречению почетного Папы интересен своей радикальностью. Согласно этой точке зрения, Бенедикт XVI подал в отставку е иначе, как под давлением, а следовательно, его отказ от власти противоречит каноническому праву. В этой лоике, раз отречение не состоялось, то законным остается прежний Понтифик, а статус его преемника должен быть поставлен под сомнение.
По мнению Соччи, Бенедикт XVI вовлекает своих сторонников в своего рода интеллектуальную игру, по ходу которой обращается к ним посредством символов. Такими знаками аналитик называет сохранение за Папой имени, порядкового номера, белого одеяния, пребывание в стенах Ватикана, титул «почетного Понтифика», а не епископа и т.д. В игру – утверждается – вовлечен и Франциск: на свой герб он не поместил палий, традиционный символ папской власти, а Бенедикт XVI, в свою очередь, отказался убирать со своего герба тиару – папскую корону.
В связи с тем что присутствие бывшего Папы в жизни Церкви стало явным, словам Соччи стали придавать значение. 18 февраля журналист Stampa Антонии Торньелли направил письмо самому Бенедикту XVI, попросив прокомментировать кривотолки. Бывший Понтифик ответил письмом, в котором охарактеризовал измышления Соччи как «абсурдные». «Нет никаких сомнений в каноничности моего отречения. Единственное условие его правомочности – полная свобода с моей стороны. Спекуляции о недействительности отречения попросту абсурдны».
Заявление экс-Папы, казалось бы, ставящее точку в сплетнях, ни в коей мере не смутило критика. По утверждению ватиканиста, факт того, что Бенедикт XVI вступил в разговор, подтверждает «наличие проблемы»: «для практики Ватикана нехарактерно давать опровержения в подобных случаях».
Эксперт издания Boston Globe Джон Аллен считает, что за спекуляциями вокруг отречения Бенедикта XVI стоят те, кто стремится противопоставить прежнего Папу нынешнему. Подобно тому, как бывшего Понтифика критиковали за «консерватизм» и «негибкость», его преемника третируют за «либерализм».
Характерно в связи с этим мнение известного историка Роберта де Маттеи, владельца фонда «Лепанто», назвавшего высказывания Папы о геях «пролагающими путь к расколу» и «ведущими Церковь к ереси». Напомним, что летом 2013 года Папа Франциск отказался осудить тех гомосексуалистов, «кто искренне стремится к Богу». О реакции на это высказывание ватиканских консерваторов, внешне лояльных священноначалию, можно только догадываться.