0
1987
Газета Тенденции Интернет-версия

19.02.2014 00:01:00

Два мира – два клира

Тэги: католики, ватикан, папа франциск, геи, однополые браки, контрацепция


католики, ватикан, папа франциск, геи, однополые браки, контрацепция Нигерийский архиепископ Игнатий Кайгама (в центре) полон решимости сорвать «планы Запада» по распространению «безнравственности» в Африке. Фото Маурицио Лупи

Компания Univision по заданию Римско-Католической Церкви (РКЦ) подвела итоги опроса среди верующих об их отношении к абортам, контрацепции и гей-бракам. Результаты неформального волеизъявления обсудит Cинод епископов РКЦ, который соберется в Риме с 5 по 19 октября c.г. Между тем даже предварительный анализ данных выявляет разницу мнений между католиками первого мира и развивающихся стран, преодолеть который становится важной задачей понтификата Папы Франциска.

Результаты опроса показательны: у верующих в западном мире и беднейших государств нет общего представления об этике сексуальной жизни. Отлучение от причастия разведенных и затем вступивших в новый брак без церковного благословения поддерживают 19% католиков в Европе и 75% в Африке. Запрет на женское священство считают нужным сохранить 80% верующих Черного континента и в три раза меньше европейцев. Гей-браки согласились одобрить 40% католиков США и ЕС, в Африке этот показатель составляет 1%.

На фоне полярных демографических тенденций к вопросу о контрацепции в первом и в третьем мире подходят по-разному. Свыше 90% католиков ЕС допускают использование презервативов, в Конго этот показатель составляет 44%. Аборт – при исключительных обстоятельствах – поддерживают 76% католиков США, в Уганде этот показатель – 35%.

Президент World Values Survey, лидирующей компании в области проведения международных опросов, Рональд Ингельхарт уверен, что Святой Престол оказался в непростой ситуации. «Католической Церкви предстоит удерживать вместе две все более расходящиеся общности. В настоящее время ситуация выглядит так, будто менее развитые сохраняют приверженность старым церковным ценностям. В то же время Папа, бесспорно, не захочет потерять поддержку со стороны более образованных людей», – цитирует эксперта Washington Post.

Одиннадцать месяцев, прошедших с начала понтификата Франциска, показывают, что в Ватикане осознают существующие опасности. Подход РКЦ тяготеет к смягчению устоявшихся церковных взглядов, в том числе на гомосексуализм, но так, чтобы перемены не носили принципиального характера. Например, проведение общецерковного опроса и следующего за ним Синода показывает приверженность Святого Престола демократической политике, однако ожидать реальных перемен от предстоящего собрания, вероятно, не стоит.

Социолог религии из Университета Джорджтауна Жозе Казанова уверен: проблема в том, что Церковь не готова принять радикальную секуляризацию сексуальных отношений. Вместе с тем консервативный подход, практикующийся Ватиканом в последние десятилетия, также не приносит результатов. В итоге предписания клира игнорируются большой частью верующих, что сказывается на авторитете Церкви: проводить подобную политику вечно тоже невозможно. Современное положение дел Жозе Казанова характеризует прежде всего как «кризис Церкви в отношениях с женщиной». В будущем проблемы, связанные с отношением к сексуальности, могут еще более усугубиться по мере развития биотехнологий, предупреждает эксперт.

На протяжении последних 50 лет отношение РКЦ к сексуальной морали претерпело серьезные изменения, причем главным образом в смысле «закручивания гаек». В конце 1960-х годов после Второго Ватиканского Собора папская комиссия просила Понтифика одобрить использование верующими противозачаточных таблеток. Предложение, сенсационное даже для наших дней, было отклонено Павлом VI, к мнению которого присоединились его преемники. На протяжении последних лет в Церкви господствует подход, озвученный Бенедиктом XVI: этот Папа уверен, что в обозримом будущем число католиков неизбежно уменьшится, и это следует принять как следствие принципиальности в моральных вопросах.

Вместе с тем даже последовательный консерватизм Ватикана, ставший объектом ожесточенной критики, едва ли достаточен для церковных кругов в странах третьего мира. Власти многих из них по-прежнему рассматривают сексуальные девиации как основание для уголовного преследования. В этой связи католическим лидерам приходится определяться, с консерваторами они или либералами, а выдерживать среднюю линию зачастую не удается.

Расхождение во взглядах между ведущими католическими лидерами нагляднее всего прослеживается на примере Африки, разрыв которой с западным миром носит драматический характер. В этом году власти Нигерии приняли антигомосексуальный закон, карающий заключение гей-браков сроком до 14 лет, и католические лидеры страны полностью поддержали эту меру. Глава Совета прелатов страны архиепископ Игнатий Кайгама назвал решение властей «мужественным шагом», срывающим «планы Запада» по распространению «безнравственности». Священнослужитель отметил, что примирительное отношение к гомосексуалистам несовместимо с ценностями христианской веры и противоречит воле Бога.

Того же мнения придерживается архиепископ из Камеруна Симон-Виктор Тонье-Бако, называющий геев «врагами женщин и самого творения». Соотечественники прелата учредили первый в мире день выражения ненависти к гомосексуалистам. В 2012 году в преддверии этого «праздника» Тонье-Бако выступил с речью, в которой осудил геев. Архипастырь уверен, что их образ жизни – «вызов Господу Богу, сотворившему мужчин и женщин».

Африканский ультраконсерватизм представляет для Ватикана не меньший вызов, чем либеральная критика. На протяжении нулевых годов Иоанн Павел II и Бенедикт XVI не раз осуждали дискриминационные меры против гомосексуалистов, призывая церковные сообщества на разных континентах к терпимости. К несчастью, инвективы подобного рода оказывались бесплодными. Резкая антигомосексуальная риторика высокопоставленных представителей африканского клира показывает, что совладать с ситуацией в Ватикане оказались неспособны.

Вызывает удивление, но факт: еще в 1970-е годы число европейцев и американцев, поддерживавших гомосексуальные браки, не превышало 20–30%. В наши дни даже среди католиков США за однополые супружества выступают 40%. Однако изменение отношения к гомосексуалистам в странах первого мира не сопровождалось ростом терпимости в беднейших государствах земного шара. Римско-Католической Церкви становится все труднее пролагать среднюю линию, которая была бы убедительной как для тех, кто живет в современном мире, так и для тех, кто имеет мало шансов увидеть его воочию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1668
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1865
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1977
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4353

Другие новости