Буддийские монахи – ударная сила антимусульманских выступлений. Фото Reuters
Депутат парламента Мьянмы Тейн Ньют намерен поставить на голосование законопроект, запрещающий межэтнические и межрелигиозные браки. По сведениям Wall Street Journal, цель инициативы – помешать миграции мусульман из соседнего Бангладеш. В настоящее время проект нормативного акта находится на первой стадии рассмотрения: решение будет вынесено не ранее весны с.г.
С предложением ограничить браки мьянманцев и выходцев из других стран выступил в 2013 году радикальный буддийский проповедник Вирату (подробнее в «НГР» от 03.07.13). Религиозный деятель просил своих сторонников не только не заключать супружеских союзов с инаковерующими, но и отказаться от торговых контактов с ними. Взрывоопасные призывы прозвучали на фоне нового обострения отношений большинства Мьянмы с мусульманскими выходцами из Бангладеш. Так что инициатива Тейна Ньюта не просто получила у буддийского лидера полное одобрение: по сути, депутат пытается осуществить ранее сформулированный замысел самого Вирату.
Успех намерения радикально настроенных мьянманцев доцент ИСАА при МГУ Алексей Кириченко ставит под сомнение. В 2015 году в стране состоятся выборы, а в 2014-м – перепись, что придает остроту национальному вопросу. Семейные отношения, по мнению эксперта, оказались затронуты по касательной. «Проблема смешанных браков в Мьянме к числу остро стоящих, практических значимых не относится, – пояснил он «НГР». – Дело тут скорее в психологическом восприятии, так как любые межрасовые, международные и межрелигиозные браки для большинства людей в Мьянме выглядят как нежелательные. Браки с европеоидами, выходцами из соседних стран или христианами и индусами вызывают скорее пересуды, нежели явное осуждение. С мусульманами – иначе, напряжение провоцирует обострившийся в последние годы конфликт». Вместе с тем, по словам востоковеда, нет оснований считать, что за последние годы количество межрелигиозных супружеских союзов в стране выросло. «Инициатива по запрещению браков между буддистами и мусульманами не связана с демографией, а есть результат растущего внимания к статусу мусульман в Мьянме и дебатов о возможности ограничения прав мусульман (особенно мусульман, не имеющих гражданства) в контексте выборов», – считает эксперт.
Столкновения между буддистами и мусульманами в Мьянме продолжаются уже более полутора лет и унесли жизнь не менее 200 человек. Представители буддийского большинства уверены, что вина за случившееся ложится на мусульман, которых делят на «местных», усвоивших буддийские обычаи, и пришлых – рохинджья. В конфликт с рохинджья более других вовлечены представители народа ракхайнцев. С точки зрения этих мьянманцев, их противники – не отдельный этнос, а диаспора мигрантов из Бангладеш. Переселенцев обвиняют в том, что они создают на границе собственные автономные районы, управляемые военными лидерами, и вдобавок поддерживают связи с мусульманскими радикалами.
Данный факт, кстати, признают и в США. Согласно сообщению компромат-ресурса WikiLeaks, американское посольство в Мьянме подозревает АRNО (Араканскую национальную организацию рохинджья) в сотрудничестве ни много ни мало с самой «Аль-Каидой». Среди партнеров исламистов Мьянмы и бенгальские повстанцы, против которых правительство Бангладеш ведет борьбу начиная с 2005 года.
Подобно многим другим странам Азии, Мьянма испытывает на себе значительное влияние исламского мира, причем не только в негативном аспекте. Присутствие мусульманского капитала дает о себе знать и в культуре, СМИ, образовательной сфере Мьянмы – причем в последней благодаря гуманитарным программам, позволяющим получить образование на Ближнем Востоке. Действие этой инициативы распространяется только на мусульман, что накладывает свой отпечаток на межрелигиозные трения. Индифферентные мьянманцы нередко меняют исповедание, чтобы уехать за рубеж, и возвращаются, становясь частью элиты общества. Буддисты жалуются: «Мы беднее мусульман».
Самыми резкими выпадами против религии Пророка отметились сторонники уже упомянутого Вирату. Проповедник возглавляет «Движение 969», в названии которого соединены девять добродетелей Будды, шесть свойств веры и девять лучших качеств общины верующих. Несмотря на благочестивую интерпретацию, цифра 969 символизирует в Мьянме враждебность к мусульманам, которые используют альтернативный код 786.
Вместе с тем конфликтными отношениями с мусульманами не исчерпываются этнорелигиозные проблемы индокитайского государства. Другая опасность, которую признают в Мьянме, связана с давлением со стороны КНР. Уже упоминавшийся депутат Тейн Ньют уверен, что экспансия китайцев становится не меньшей проблемой, чем выступления рохинджья. Только обвинить выходцев из Поднебесной в систематическом насилии не получается, кроме того, и буддийской культуре они не чужды.