Часть прихожан храма Рождества Христова в Нижневартовске была отлучена от причастия. Фото с сайта www.hram-rozhdestva-nv.ru
В Русской Православной Церкви идет активное обсуждение проекта документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко святому причащению». Интернет-дискуссия выявила множество проблем, по которым среди православных верующих нет единого мнения. Например, по какой причине священник может, а по какой не может отказать в причастии, то есть фактически отлучить от Церкви. Этот вопрос остается одним из самых болезненных, особенно «на местах», в отдельных епархиях и приходах.
Некрасивая история случилась в Нижневартовске. Полных девять месяцев, начиная с февраля 2012 года, не причащали группу прихожан. Их обвинили в том, что они собираются на совместное чтение Евангелия у себя дома и жертвуют «на сторону». Отлучили без письменных указов и епитимий. Так же, без извинений и объяснений, недавно снова начали причащать.
Ранее этих прихожан обвинили в связях с так называемыми кочетковцами. Так недоброжелатели называют Преображенское братство, духовным попечителем которого является священник Георгий Кочетков. На вопрос, в чем грех такой связи, ее губительность, никто толком ответить не смог, мол, «сами прекрасно знаете», «читайте в Интернете». Зато двоих из них, учителя и завуча, уволили с работы из православной гимназии Нижневартовска «по собственному желанию». На оставшихся учиться в православной гимназии детей «кочетковцев» стали показывать пальцем: сектанты.
Новый виток этих отношений пришел в 2011 году вместе с разделением епархии на три части, когда епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин) ввиду кадровых перестановок назначил Нижневартовским благочинным протоиерея Сергия Шевченко. Тот, собрав прихожан и поинтересовавшись их мнением, решил отлучить «обособленцев» от причастия прямо в праздник Крещения.
Эту ситуацию нам прокомментировал сам благочинный протоиерей Сергий Шевченко: «Основания для того, чтобы их не причащать, у меня были как раз такие, что они собираются сами и что делают – непонятно. Они неподконтрольны. У меня, как у священника, не было никаких гарантий, что эти люди в Церкви, что они придерживаются тех же взглядов, что и Церковь, хотя они об этом громко заявляли. Тем более что они иногда предлагают литературу, о которой в богословском плане ходят спорные мнения. Так как вопрос был сложный, я предложил отложить вопрос об участии в таинствах до определения управляющим епархией – епископом. В бумажном плане этот вопрос затянулся на длительный период.
Потом у них завязалась переписка с Патриархией, и к нам пришло решение, что отлучение от причастия было не обосновано, и надо причащать. Мы подчиняемся решению Патриархии и их причащаем».
«Это собрание людей не имело отношения к приходу, – добавил Шевченко. – Они лишь присутствовали на богослужении. В связи с этим я предпринял попытку разобраться и на какой-то период не стал их причащать. Я их не отлучал. Они озвучивают такую фразу, но я их не отлучал и сказал, что они могут пойти на любой приход Русской Православной Церкви и причащаться. Отлучение – это когда епископ отлучил, и никто из других священников не может сказать: давай я с тебя сниму епитимью и буду тебя причащать. Я такого не могу сделать в принципе», – уверял нас благочинный.
Приход Русской Православной Церкви в Нижневартовске действительно не один. Их два. Но и во втором храме настоятель был тот же – протоиерей Сергий Шевченко. А его заместитель – священник Димитрий Белозеров – также закрыл доступ к таинствам для этих людей. Никаких письменных распоряжений. Из бумаг появились только листовки: «Внимание! Не вступайте с ними в контакт» или «Пусть вас не очарует их милый и образованный вид». А устно им объяснили так:
– Считайте, что вам просто не повезло с настоятелем.
После визита Патриарха Кирилла в Ханты-Мансийскую епархию в сентябре 2013 года протоиерей Сергий Шевченко объявил, что теперь «кочетковцев» будут причащать, хоть он и не согласен с таким решением, спущенным сверху. Для участия в таинствах этой группе прихожан был выделен штатный священник. Ему и только ему было поручено исповедовать, причащать и всячески курировать «опасную» приходскую группу. Некоторые другие священники, отводя от чаши, тайком извиняются перед ними: «Прости, ничего личного, сам понимаешь…»
«Одного из штатных клириков я направил на их собрания и попросил поприсутствовать, – комментирует протоиерей Шевченко. – Он сходил, а его спросили: «Вы что, так и будете ходить?» Но потом они подошли и сказали: «Мы, видимо, слегка переборщили. Вы, наверное, приходите». Вот это меня удивляет. Как священнику православные люди, собираясь для чтения Евангелия или для молитвы, говорят: «Приходите или не приходите?» Считается, что это нарушение свободы. А это просто какое-то несоответствие приходской жизни. Это обособленная неоформленная группа. Поэтому, когда им что-то предъявляешь, говоришь или спрашиваешь, они отвечают: «Мы не организация». Похоже на действия секты.
У меня в храме около тысячи человек на богослужении, и некоторые из них подходят и говорят: «Мы их не пустим в храм». Это не маленькая группа людей. Бывает, что люди на приходе имеют свое мнение и жестко высказывают свою позицию. Так можно приход раскачать, а расколоть его очень легко. Этого делать не следует.
Потом, вся духовная деятельность в любой епархии осуществляется по благословению епископа. Свою власть он может кому-то делегировать, но в любом случае он управляет жизнью прихода, и нельзя приехать на территорию епархии и начать какую-то деятельность, не согласовав с ним. Вот тут действует братство, проводятся мероприятия, собираются пожертвования. Все это вроде как на нашем приходе, но без моего участия. Я ответственности за это не несу, я не контролирую эту ситуацию, и епархия не имеет к ней отношения. При этом их участие в жизни прихода ограничивается только присутствием на богослужении. Но сейчас они причащаются. Возможно, я был не прав. Есть мое мнение, есть мнение Патриархии. Есть четкое указание, и мы его исполняем», – заключает благочинный.
Указ об отмене неканонических прещений покоробил не только Шевченко. В конце октября, через пять дней после первого причащения «кочетковцев», на сайте Нижневартовского благочиния появились заявления: «Если б Господь через священников только дал знать, можно было силой уничтожить раскольников-неообновленцев...» или «Кочеткова необходимо предать анафеме… еретику и пощечину дать полезно. Авось осознает свое падение».
Формально конфликт исчерпан. Предъявленные обвинения не сняты, но их уже не считают достаточными, чтобы выгонять людей из церкви. А можно ли было их считать достаточными с самого начала – вопрос открытый. Когда собирается семья и читает Библию – это нормально, а когда пришли гости-христиане – уже надо благословение на чтение?
– А если бы мы собирались вместе вино пить, было бы можно? – спросил один из запрещенных.
– Это ваше личное дело, пейте, тут благословения не нужно, а чтение Писания – дело церковное, – замечает Шевченко.
Кроме того, остается непонятным, как восстановить мир и доверие между людьми, подходящими в храме к разным чашам? Кто ответит за беззаконное увольнение с работы учителя и завуча? Кто вернет в Церковь тех, кто из-за разразившейся клеветы и злобы из нее тихо ушел (а таковые есть)? Кто ответит за разжигание розни и появление угроз в СМИ Нижневартовского благочиния, а главное, угасит вражду и злобу? По какой православной традиции в храме разделяется чаша с причастием: «истинным» – одна, а «сомнительным» – другая? И почему, наконец, из-за «особых», не совпадающих с общецерковными взглядов того или иного епископа оказываются без всякой причины отлучены от причастия прихожане его епархии?