Где-то в параллельном мире католического феминизма вовсю рукополагают священников... то есть священниц. Фото с сайта www.womensordination.org
Папа Римский Франциск, заявивший о себе как реформатор, тем не менее сохраняет консервативность в некоторых вопросах. Осенью официально началась работа над преобразованием Римской курии, и в то же время стало известно об отлучении от Церкви священника – сторонника рукоположения женщин. Грег Рейнольдс из Австрии известен как основатель движения «Инклюзивные католики», которое призывает пересмотреть отношение Церкви к посвящению женщин в священный сан и к гомосексуалистам. Как оказалось, Рейнольдса отлучили еще 31 мая с.г., но тогда не были оговорены причины экскоммуникации. Теперь же стало известно, что в числе других прегрешений поводом к отлучению стали публичные призывы австрийского священника к рукоположению женщин, что противоречит учению Католической Церкви. В конце минувшего года был отлучен от Церкви другой священник – Рой Буржуа, который также выступал в поддержку рукоположения женщин и участвовал в посвящении в священный сан одной из них в 2008 году.Вопрос женского священства, нашедший положительный ответ в протестантских Церквах, где женщина-священник уже не выглядит чем-то из ряда вон выходящим, существует в Католической Церкви не одно десятилетие. В Церкви опираются на древнюю христианскую традицию, согласно которой только мужчина может быть рукоположен в священный сан. Хотя, как отмечают сторонники женского священства, в Новом Завете нет формального запрета на хиротонию женщин, кроме фразы «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор. 14: 34).
Минувшим летом Папа Франциск заявил, что женский вопрос закрыт и что он, как Понтифик, не может отменить постановления своих предшественников. Они, в свою очередь, выступали против женского рукоположения. Можно сказать, что наиболее категоричен в этом вопросе был Иоанн Павел II, который заявил, что «у Церкви нет полномочий посвящать женщин в сан, и все верующие должны придерживаться этого положения». Однако в начале этой осени в околоватиканских кругах заговорили о возможности женского кардиналата (см. «НГР» от 02.10.13). Якобы эту идею, в отличие от женского священства, Папа Франциск не отвергает. К тому же в одном из интервью он отметил, что «Церковь не может быть самой собой без женщины». Однако допуск прекрасного пола на высокие посты в Ватикане отнюдь не означает допуск их к рукоположению. Издавна в Католической Церкви существовал титул кардинала-мирянина, который, однако, ранее могли получить только мужчины.
Как известно, только кардиналы могут избирать Папу Римского, и в этой процедуре справедливости ради хотят принимать участие и женщины. Когда начался конклав, избравший кардинала Хорхе Марио Бергольо на папский престол, представительницы организации Women's Ordination Conference (WOC) провели в Риме акцию протеста против безальтернативности мужского священства. Женщины, одетые в розовые футболки с надписью «Рукоположенные женщины», зажгли дымовую шашку, испускающую розовый дым, имитируя сигнал, который появляется над Сикстинской капеллой в ходе конклава и возвещает об избрании Папы. Они требовали предоставить представительницам прекрасного пола возможность посвящения в священный сан и допуска к высоким постам в Церкви. По словам руководительницы WOC Эрин Сайз Ханны, «нынешний клуб старых мальчиков заставил Церковь кружиться в вихре скандалов, злоупотреблений, сексизма и угнетения».
WOC – старейшая феминистская католическая организация, которая действует начиная с 1975 года. Она выступает за рукоположение женщин в диаконский, священнический и даже епископский саны. Кстати, девиз WOC звучит так: «Голос женщины в Католической Церкви». В августе с.г. Конференция организовала в Вашингтоне и Солт-Лейк-Сити день молитвы «Равные в вере: женщины за гендерную справедливость», в которой приняли участие мужчины и женщины разных вероисповеданий. В частности, WOC с пониманием отнеслась к представительницам Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), которые также хотят заниматься священническим служением и занимать высокие посты в своей религиозной организации.
Другая организация – Roman Catholic Womenpriests (RCWP) считается сестринской по отношению к WOC, однако все ее члены автоматически отлучены от Церкви, согласно указу Конгрегации вероучения от 2007 года. Как отмечается, экскоммуникации также подлежат епископы, рукополагающие новых священниц. Эта организация была создана в 2002 году, после того как аргентинский епископ Ромуло Антонио Браски, будучи отлучен от Церкви, рукоположил в священный сан семерых женщин. Они впоследствии также были отлучены от Церкви, хотя, по мнению самих священниц, их посвящение легитимно, несмотря на все прещения. Невзирая на автоматическое отлучение от Церкви, в RCWP продолжают рукополагать женщин. После очередного посвящения в священный сан трех представительниц прекрасного пола, которое состоялось в городе Сен-Клу (США) этим летом, одна из священниц отметила в интервью местной газете: «Движение римско-католических женщин-священников необходимо, потому что если мы будем ждать, ничего не произойдет в течение очень долгого времени». На сайте RCWP обнародован список всех рукоположенных в разных регионах женщин. Статистика следующая: в общей сложности в США 5 епископесс, более 70 священниц и более 15 диаконисс, в Канаде – 1 епископесса, 7 священниц и более 5 диаконисс; 5 епископесс, 6 священниц и 5 диаконисс – на других континентах, из них примерно 10 служат в Европе.
Идея женского рукоположения широко поддерживается общественностью. Так, в свое время около ста католичек из «Объединения католических женщин Германии» выступили с требованием дать женщинам возможность посвящения в сан диакона. По словам Марии Терезии Опланден, председателя Объединения, представительницы прекрасного пола, по сути, уже давно несут в Церкви диаконское служение, и этот факт «должен каким-то образом отразиться и в церковной иерархии». За женский диаконат уже выступил архиепископ Фрайбурга (Германия) Роберт Цоллич, который, однако, не допускает рукоположения женщин в этот сан. То есть женщина может получить сан диакониссы, но без рукоположения – и тогда сан не будет содержать сакрального смысла. В то же время другой немецкий епископ – из Регенсбурга – Рудольф Фодерхольцер назвал диаконское рукоположение женщин немыслимым. В свою очередь, Ассоциация католических женщин Швейцарии также надеется на появление института диаконисс, что рано или поздно, по их мнению, привет к легитимному рукоположению женщин в более высокие саны.
Если в Католической Церкви и согласятся пойти навстречу верующим женщинам, то возрождение женского диаконата – единственная возможность пойти в ногу во временем и допустить женщин в Церковь не только как прихожанок, катехизаторов или монахинь. Сан диакониссы, как известно, существовал в эпоху раннего христианства, о чем в посланиях апостолов сохранились свидетельства. Однако в те времена диакониссы служили только среди женщин. Согласятся ли представительницы прекрасного пола на возрождение женского диаконата в прежнем виде или посчитают его новой дискриминацией? В ином случае, если Церковь будет продолжать настаивать против женского рукоположения в какой-либо сан, Понтифику придется выступить с официальным заявлением, чтобы подвести черту под обсуждением вопроса. По крайней мере на время понтификата Франциска.