Президент встретился в Уфе со всеми муфтиями, но особое внимание уделил Талгату Таджуддину. Фото с официального сайта президента РФ
Первые два месяца нынешней осени выдались для мусульманского сообщества России особенно бурными, притом что и лето оказалось чрезвычайно богатым на знаковые события в исламской сфере.Главным мероприятием стало празднование в Уфе 225-летия ЦДУМ. На торжества прибыли руководители Управления мусульман Кавказа, Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), Духовного управления мусульман (ДУМ) Республики Татарстан. Главным гостем стал президент России Владимир Путин, который еще весной этого года призвал провести юбилей на самом высоком уровне.
Основной интригой годовщины стало поведение руководства Совета муфтиев России (СМР), которое в начале октября обвинило главу ЦДУМ верховного муфтия Талгата Таджуддина в причастности к запрету коранического перевода Эльмира Кулиева и категорически отказалось участвовать в праздновании. Напомним, 17 сентября Октябрьский районный суд Новороссийска удовлетворил иск транспортной прокуратуры города и признал экстремистской книгу Эльмира Кулиева «Смысловой перевод священного Корана на русский язык». Запрет перевода Кулиева вызвал особое недовольство Совета муфтиев России, который продвигал эту книгу и наградил ее автора своей медалью. Именно эта организация как в лице своего председателя, так и посредством региональных структур потребовала у властей отменить судебное решение и реабилитировать перевод Кулиева. Другие мусульманские организации страны отнеслись к запрету гораздо спокойнее – глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС) муфтий Фарид Салман Хайдаров заявил, что перевод Кулиева имеет ваххабитский характер и его запрет особых последствий иметь не будет, а глава КЦМСК муфтий Исмаил Бердиев назвал запрет провокацией, однако также указал на искажения в кулиевском переводе и призвал не драматизировать ситуацию. Наиболее конструктивным образом на случившееся отреагировало ДУМ Республики Татарстан, указав на недостатки запрещенного перевода и поддержав ранее высказывавшуюся верховным муфтием Талгатом Таджуддином идею создания «белого списка» мусульманской литературы. Со своей стороны ситуацией воспользовались члены запрещенной организации «Хизбут-Тахрир», которые провели ряд вызывающих публичных акций.
Итак, СМР обвинил Таджуддина в причастности к истории с запретом. Поводом для этих обвинений стало интервью автора этой статьи одному интернет-изданию, в котором из-за пропущенного предлога «не» создалось впечатление, что он вместе с Талгатом Таджуддином призвал проверить на экстремизм кулиевский перевод. Эта ошибка была вскоре исправлена, тем более что коллективное письмо муфтиев Талгата Таджуддина, Фарида Салмана Хайдарова, Шафига Пшихачева и мое руководителю центра «Э» МВД РФ Тимуру Валиулину, опубликованное на официальном сайте ЦДУМ, свидетельствовало об обратном – его авторы выражали удовлетворение тем, что переводы Корана не проверяются на экстремизм, и предлагали освободить от экспертизы еще несколько блоков других ключевых для мусульман книг.
В итоге глава СМР муфтий Равиль Гайнутдин все-таки был вынужден приехать в Уфу, где в преддверии торжественного вечера в честь 225-летия ЦДУМ Владимир Путин провел встречу с пятью муфтиями – Талгатом Таджуддином, Исмаилом Бердиевым, Камилем Самигуллиным, Шафигом Пшихачевым и Равилем Гайнутдином. На этой встрече были подняты вопросы межнациональных отношений, работы с мигрантами, необходимости создания отечественной богословской исламской школы, противодействия терроризму и запрета мусульманской литературы. Глава государства отметил, что существующая процедура запрета требует значительной корректировки. После встречи с муфтиями Путин выступил перед участниками торжеств. Глава Совета муфтиев Равиль Гайнутдин демонстративно проигнорировал даже это выступление, спешно покинув Уфу и сдержав, таким образом, свое слово не участвовать в торжествах.
В итоге позиции ЦДУМ заметно укрепились, и можно констатировать, что оно вернуло себе изначальный статус «первого среди равных» муфтиятов. На мероприятия главного конкурента ЦДУМ – Совета муфтиев России – никогда не приезжали не только первые лица государства, но даже вторые и третьи. За последние месяцы в ЦДУМ вернулись около 100 общин в Пермском крае и Кировской области.
Между тем неприятности Совета муфтиев не ограничились скандалом вокруг юбилея ЦДУМ. 15 октября в Москве в напряженной обстановке, но без особых эксцессов прошло празднование Курбан-байрама, которое посетило вдвое меньше людей, чем в 2012 году (103 тысячи против 200). Празднику предшествовали волнения в московском районе Бирюлево и рост антимигрантских настроений в столице. В день Курбан-байрама неизвестные хакеры взломали официальный сайт Совета муфтиев России, личный сайт Равиля Гайнутдина и сайт Московской соборной мечети, на которых разместили ругательные слова в адрес мусульман и фотографию кабана с Кораном в пасти. Совет муфтиев России выпустил специальное заявление с осуждением хакеров, однако нормальную работу сайтов смог восстановить только через неделю. В преддверии Курбан-байрама Равиль Гайнутдин дал интервью, в котором, в частности, отметил, что строительство нового здания Московской соборной мечети невозможно на добровольные пожертвования, поэтому преимущественно осуществляется силами предпринимателя Сулеймана Керимова. Муфтий сообщил, что открытие мечети переносится с 2015 на 2016 год, что, возможно, связано с проблемами Керимова по «делу «Уралкалия».
В сентябре была предана огласке информация о заведении уголовного дела в отношении представителя СМР в Ульяновской области муфтия Мухаммада Байбикова, который был обвинен в пособничестве террористам. Таким образом, Байбиков стал за текущий год шестым представителем Совета муфтиев, уличенным в нарушении 282-й статьи УК РФ. Вскоре стало известно о проблемах еще у одного муфтия СМР – в конце октября в суд были переданы материалы уголовного дела о хищении бюджетных средств, выделенных на ремонт мечетей Тюменской области. Одним из фигурантов дела стал пожизненный глава ДУМ Тюменской области в составе СМР Галимзян Бикмуллин, который признал свою вину и возместил ущерб, однако сделал это недостаточно быстро, чтобы избежать уголовного преследования. Справедливости ради нужно отметить, что в октябре в разжигании религиозной розни был впервые обвинен представитель ЦДУМ в духовном звании – имам-хатыб Ростовской соборной мечети Наиль Бикмаев, который и до этого уличался в симпатиях к дагестанским террористам. Шансов остаться на свободе у Бикмаева практически нет с учетом того факта, что на первый раз его пожалели.
Осенью взорвалась ситуация в одном из оплотов Совета муфтиев – ДУМ Нижегородской области (ДУМ НО). 13 сентября глава Совета старейшин ДУМ НО и бывший глава этого управления Умар Идрисов попытался вернуться на пост настоятеля Нижегородской соборной мечети, с которого несколько лет назад его выдавил Дамир Мухетдинов, ныне занимающий также пост первого заместителя муфтия Равиля Гайнутдина. Его попытка не нашла понимания у нового руководства ДУМ НО, и в итоге Идрисов дал обширное интервью порталу «Интерфакс-Религия», в котором покаялся за свои ранее сделанные ошибки, особо извинился за антиправославные нападки перед Нижегородской епархией РПЦ и заявил, что последние годы он находился как бы под гипнозом Дамира Мухетдинова и озвучивал именно его позицию. После публикации интервью произошло немало примечательных событий, включая драки и неудачные попытки примирения. На данный момент этот конфликт далек от разрешения, так как Умар Идрисов подал в суд на ДУМ НО.
12 октября верховный муфтий азиатской части России Нафигулла Аширов за профессиональную непригодность снял с должности своего представителя на Дальнем Востоке муфтия Абдуллу Ишмухаммедова, который развалил Казыятское управление мусульман Приморского края и отдал инициативу ЦДУМ. Это событие ознаменовало очередной этап в деградации ДУМ азиатской части России в составе СМР, которое последние несколько лет постепенно утрачивало свое влияние.
Российская ассоциация исламского согласия подошла к финалу своей недолгой истории – в сентябре общины ее крупнейшего подразделения – ДУМ Пермского края приняли решение вернуться в ЦДУМ. 18 октября бывший муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин передал ключи от своей резиденции ахунду Пермского края по линии ЦДУМ Рустаму Галимову и покинул регион.
Таким образом, за последние месяцы позиции ЦДУМ упрочились, Совета муфтиев России – ослабли, а Российская ассоциация исламского согласия практически самоликвидировалась. Положение Координационного центра мусульман Северного Кавказа несколько укрепилось, так как муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов выразил желание вернуть свой муфтият под эгиду Исмаила Бердиева, а глава ДУМ Республики Татарстан муфтий Камиль Самигуллин после встречи с Путиным инкорпорировался в «высшую лигу» российских муфтиев.