16.10.2013 00:01:00
РПЦ импонирует боевой «Образ» Сербии
Впрочем, особого ажиотажа юбилей не вызвал. Даже по информации официального сайта РПЦ, в храме и вокруг него 6 октября «собрались тысячи верующих», а не десятки, как это бывало в ходе недавних визитов Патриарха Кирилла на Буковину или в Молдавию. Рефреном звучал в выступлениях главы РПЦ мотив отхода западного общества от христианства. «Сегодня… некоторыми ставится под сомнение актуальность этого христианского источника европейской цивилизации, – заявил он сразу же по прилете в белградский аэропорт 4 октября. – Мы, Православные Церкви и все христиане Европы, должны помочь нашим современникам еще раз понять и прочувствовать, насколько важен этот источник для формирования духовного, нравственного профиля европейцев». «Мы сегодня живем в эпоху воинствующего безбожия, – вновь вернулся глава РПЦ к этой теме 6 октября. – Оно произрастает из философских идей либерализма, но извращает эти идеи и пытается вынудить людей отказаться от креста Христова, от веры и от содержащихся в этой вере фундаментальных нравственных ценностей, которые некогда заложены были в основу великой европейской цивилизации». «Дай бог, чтобы современная Европа никогда не разрушила свою связь со святым Константином и всем делом его жизни», – подытожил свою мысль Патриарх Кирилл.
Что любопытно, текст эдикта Константина, известный по сочинению «О смерти гонителей» христианского писателя Лактанция (III век), как раз походит по своему содержанию на современную идеологию либерализма в сфере свободы совести. «Мы, – декларировалось в эдикте от лица Константина и его соправителя Лициния, – даруем и христианам, и всем прочим возможность свободно следовать той религии, какую кто пожелает, с тем чтобы божественность, какая б ни была на небесном престоле, могла бы пребывать в благосклонности и милости к нам и всем тем, кто находится под нашей властью». Поэтому заявление Патриарха Кирилла по поводу того, что «император Константин стал первым из череды благочестивых властителей, которые заботились о насаждении христианской веры», и что среди таких правителей был и великий князь Владимир Киевский, который крестил Русь», угрожая признать всех пытающихся уклониться от принятия новой веры своими личными врагами, выглядит, мягко говоря, натянутым.
Да и методы, к которым апеллирует РПЦ, мало изменились с тех пор. «Как отметил Святейший владыка, – излагает сказанное Патриархом Кириллом на встрече 5 октября с президентом Сербии Томиславом Николичем официальный сайт Русской Церкви, – достойный пример для многих европейских стран ныне подает Сербия, являющаяся последовательной сторонницей незыблемости традиционных, в том числе семейных, ценностей. Яркое свидетельство тому – решительное выступление политиков и общественных кругов страны против проведения в Белграде публичных акций, пропагандирующих безнравственный образ жизни». Сложно понять, о каком именно гей-параде (а речь явно о подобных мероприятиях), в каком именно году и соответственно о каких именно противодействовавших ему общественных движениях идет речь в этом сообщении. Оно могло относиться, с одной стороны, к нашумевшему разгону гей-парада 10 октября 2010 года в Белграде. «Это были события на уровне наших 6 мая (массовых столкновений демонстрантов и ОМОНа 6 мая 2012 года на Болотной площади. – «НГР»), – рассказал «НГР» научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий
Энгельгардт. – Со всей Сербии были свезены тысячи жандармов (для охраны гей-парада. – «НГР»), собрались также тысячи его противников, между ними началась драка». В ходе столкновений ранения получили 150 человек, из них 124 – полицейские, которых забрасывали камнями и «коктейлями Молотова». Контрдемонстранты били витрины и стекла автомашин, грабили магазины и подожгли один из офисов правившей тогда в Сербии Демократической партии. Ущерб от беспорядков составил 1 млн. евро. В их организации полиция обвинила национал-православное движение «Образ», арестовав все его руководство.
С другой стороны, глава РПЦ мог иметь в виду недавний – в конце сентября с.г. – отказ властей Белграда от проведения гей-парада ввиду акций со стороны движения «Двери», которое, как отметил Энгельгардт, прямо опекается и чуть ли даже не создано при участии Сербской Церкви. «Поскольку Московский Патриархат сейчас делает основную ставку на поддержку традиционных ценностей, то Патриарх попробовал апеллировать к этой теме на примере Сербии, едва ли не единственной (наряду с Молдавией. – «НГР») православной страны, где общественность активно выступала в их защиту, – считает эксперт. – Эта позиция будет позитивно воспринята со стороны различных православных сербских активистов, да и внутри России Церковь делает уже давно заявления о том, что хорошо было бы, чтобы миряне были активны в плане защиты консервативных ценностей». Однако подобная позиция чревата дефакто поддержкой национал-православных радикалов. Даже если не брать во внимание тот же «Образ» и подобные ему движения, то и на митинге «Дверей» в мае с.г. выступавшие иерархи Сербской Церкви произносили прямые угрозы в адрес сербских властей, по которым в начале мероприятия был даже совершен поминальный молебен (см. «НГР» от 15.05.13).
Еще одна конфликтная ситуация, в которой Сербская Церковь явно рассчитывала на поддержку со стороны московского гостя – в Черногории, где местный архиерей вступил в открытый конфликт со светскими властями, в начале нулевых годов отделившимися от Сербии и двигающимися в сторону Евросоюза. В связи с этим в Сербской Церкви в Черногории часто видят «агента влияния» соседней державы, и в республике с 2006 года возникла и действует автокефальная и не признанная прочими Православными Церквами Черногорская Церковь. Власти во многом поддерживают последнюю, точнее, ограничивают деятельность Сербской Церкви. Так, в августе–сентябре 2007 года епископ Милешевский Филарет (Мичевич), часть епархии которого находится на территории Черногории, 12 дней голодал на границе республики из-за отказа ему в допуске на территорию этой страны, объявленного самим черногорским президентом Филиппом Вуяновичем. В конце 2012 года семь местных клириков Сербского Патриархата получили от полиции предписания в краткие сроки покинуть республику. Всего же, как заявил в марте 2012 года митрополит Черногорский Амфилохий (Радович), из республики «изгнаны десятки священников» Сербской Церкви, создаются препятствия строительству храмов, в связи с чем он начал угрожать властям республики тем, что «те, кто боролся против Бога, всегда были наказаны».
На состоявшейся 7 октября встрече с премьер-министром Мило Джукановичем Патриарх Кирилл, как сообщила служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, подчеркнул «важность восстановления полного духовного единства народа Черногории» и в том числе «мирного, созидательного развития жизни канонической (Сербской. – «НГР») Православной Церкви в Черногории, в том числе и для состояния российско-черногорских отношений».
«Это вполне очевидная политическая поддержка митрополита Амфилохия, который является давним партнером Московского Патриархата внутри Сербской Православной Церкви, – считает Георгий Энгельгардт. – Он всегда рассматривался как близкий к Русской Церкви и ориентированный на нее церковный иерарх». По поводу прозвучавшей недвусмысленной реплики Патриарха Кирилла о том, что отношения Черногории с Россией будут зависеть от условий, которые созданы в республике для епархии Сербской Церкви, эксперт отметил: «Учитывая политический вес Патриарха в московских коридорах власти, за этим может что-то стоять. С другой стороны, в основном у нас инвестиции туда частные – это покупка недвижимости, туризм». Здесь позиция РПЦ вряд ли сыграет какую-то роль, за исключением сугубо паломнического туризма, да и то не всегда.
Георгий Энгельгардт указал и на такой момент, который объединяет и алармистские заявления Патриарха о современной «эпохе воинствующего безбожия», и его апелляцию к уличным активистам протестной ориентации. «Московский Патриархат пытается застолбить за собой ведущую роль среди Православных Церквей, обостряя позиции по различным вопросам, показывая и иерархам, и верующим других Церквей (в данном случае – Сербской. – «НГР») свою бескомпромиссность, – считает эксперт. – Это делается, чтобы привлечь к себе всех недовольных глобализацией, изменением системы ценностей в обществе и так далее, выступая неким фокусом их настроений. И вот это недовольство далее конвертировалось бы в различных странах в поддержку РПЦ и Москвы». На поле протестных общественных настроений в последнее время активно играют национал-православные консервативные движения и в другой православной балканской стране – Греции. В 2009 году партия «Народное православное собрание» получила на парламентских выборах 7,14% голосов, а в 2011 году четыре ее представителя вошли в правительство страны (см. «НГР» от 07.12.11). Однако ранее РПЦ все же не пыталась так открыто играть на этом поле, которое обычно было занято националистами или близкими к ним православными кругами, часто далекими от местного церковного руководства.
Продолжение темы
Комментарии для элемента не найдены.
Читайте также
Суды не наблюдают малозначительных преступлений
Кассационная инстанция разбирается с приговорами за кражу сена и старой плитки
ОПЕК+ готовится продлить ограничения по добыче нефти
Ослабление контроля над добычей обвалит цену барреля черного золота