Мухаммедгали Хузин приобрел руководящую должность, но теряет общины. Фото с сайта www.moslem.ru
Череда расколов последнее время преследует Российскую ассоциацию исламского согласия (РАИС), претендовавшую при своем возникновении в декабре 2010 года на роль одного из централизованных объединений российских мусульман. Об этом свидетельствовало второе название организации – Всероссийский муфтият.«В средствах массовой информации появилось сообщение о проведении в Екатеринбурге внеочередного съезда (Совета) РАИС – Всероссийского муфтията, а также избрании новым председателем РАИС Мухаммедгали Хузина, – сказано в заявлении, опубликованном 26 августа на сайте Центрального духовного управления мусульман Чувашской Республики. – Данная информация… не соответствует действительности, вводит в заблуждение и дезинформирует органы государственной власти, общественность и мусульманское сообщество России». «На встрече, которая проходила в Екатеринбурге, из девяти региональных централизованных религиозных организаций (муфтиятов), входящих в структуру РАИС, присутствовали только три, а именно ЦРО ДУМ ПК (Мухаммедгали Хузин), ЦРО ДУМ Урала (Сибагатулла Сайдуллин), председатель МРОМ города Рязани «Инам» (Эльшан Алиев), – сказано в заявлении. – Члены РАИС решительно осуждают самоуправство Хузина, Сайдуллина и Алиева, выразившееся в попытках самовольного изменения устава организации и захвата руководства в организации». Это обращение подписали муфтий Кемеровской области Равшан Темуров, Чувашской Республики – Айрат Хайбуллов, Ростовской области – Флюр Арсланов, Республики Мордовия – Фагим Шафиев, Пензенской области – Асият Уразаев, а также председатель совета улемов (богословов) РАИС Фарид Салман.
Комментируя «НГР» опубликованное его оппонентами заявление, муфтий Хузин заявил, что у РАИС при создании в декабре 2010 года было пять организаций-учредителей: Духовные управления мусульман Мордовии, Ставропольского и Пермского краев, муфтият Урала и рязанская религиозная организация «Инам». После выхода в июле с.г. из состава РАИС Ставропольского муфтията осталось четыре учредителя. Три из них на съезде были представлены, так что кворум, считает Хузин, согласно уставу, был соблюден. Что касается представителей прочих состоящих в РАИС муфтиятов, то, как сообщил «НГР» Хузин, приглашали их на съезд в качестве наблюдателей, но не делегатов с правом голоса. «Их неявка на съезд в качестве наблюдателей ставит под вопрос и их членство в рамках нашей организации», – добавил пермский муфтий.
По словам одного из шести подписавших заявление муфтиев, главы Центрального духовного управления мусульман Чувашии муфтия Айрата Хайбуллова, «речь идет о попытке группы лиц во главе с Хузиным остаться на плаву не только в РАИС, но и в Пермском крае». «В ближайшем будущем пройдет съезд организации, – сказал он корреспонденту «НГР», – там мы и решим все коллегиально, в том числе будут приняты соответствующие решения по персоналиям». Пока же, говорит Хайбуллов, он и его коллеги ждут разрешения ситуации в Пермском муфтияте.
«Они, – говорит Хузин о своих противниках в руководстве РАИС, – находят в Перми моих оппонентов, подговаривают их на активные действия, чтобы снять муфтия (то есть самого Хузина. – «НГР») со своей должности». Речь, видимо, о посещении Пермского края 21–22 августа Хайбулловым. «Итоги данной инспекторской поездки выявили непреодолимые противоречия внутри мусульманской общины Пермского края, – сказано в «Заявлении шести». – Главами мусульманских общин Пермского края неоднократно вынесен вотум недоверия руководителю ЦРО ДУМ ПК Хузину, в ближайшее время планируется проведение чрезвычайного Съезда мусульман Пермского края, на котором будет рассмотрен вопрос о снятии с должности действующего председателя ЦРО ДУМ ПК Хузина». В июле имамы-мухтасибы (главы районных мусульманских управлений) края обратились к губернатору, требуя собрать чрезвычайный съезд мусульман региона для низложения Хузина. Муфтий опубликовал указы об их смещении с постов, но контроль за районными мечетями по-прежнему остается у бывших мухтасибов, которые закрывают вход в культовые здания Хузину. «У нас в Коране сказано: что не исправит Коран, то исправит султан, – сказал Хузин по этому поводу. – Мы задействуем весь инструментарий, который предусмотрен законом, то есть обращение в суды, в полицию и так далее».
В свою очередь, муфтий Хайбуллов сообщил «НГР», что считает обвинения в свой адрес со стороны Хузина абсурдными, так как кризис в Пермском муфтияте начал развиваться задолго до его приезда туда. «95% местных имамов ратуют за то, чтобы Хузин покинул пост председателя Духовного управления мусульман Пермского края, – говорит Хайбуллов, – и вследствие пренебрежения их мнением они начали переходить в структуру Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России», в котором они во главе с Хузиным состояли до 2006 года. Согласно справке ЦДУМ от 14 августа, опубликованной на сайте «Ислам в Перми», к этой дате в ее состав вернулись 54 общины, при том что в Пермском муфтияте в начале с.г. их было 94. Как сообщил «НГР» Хайбуллов, после проведенного 25 августа Хузиным съезда в Екатеринбурге число общин-«беженцев» достигло 83. «Сейчас ситуация так складывается, – считает Хайбуллов, – что скорее всего в крае будет муфтият Хузина, который будет контролировать от трех до пяти общин, остальные уйдут в ЦДУМ». «А есть те, кто не хочет ни к Хузину, ни к Таджуддину, – добавил чувашский муфтий, – их немного, но есть вероятность, что они создадут еще один муфтият».
Два месяца назад РАИС уже пережила раскол. 5 июля сложил с себя обязанности главы данной организации муфтий Мухаммад Рахимов, заявив также о выходе из РАИС возглавляемого им Духовного управления мусульман Ставропольского края. Ставропольский муфтият вернулся в состав Координационного центра мусульман Северного Кавказа, откуда вышел в начале 2010 года.