Рухани сначала заручился благожелательным нейтралитетом Али Хаменеи (слева), а потом – поддержкой большинства иранцев. Фото Reuters
Мир прислушивается к первым заявлениям нового президента Ирана Хасана Рухани, избранного на этот пост 14 июня. При этом многим трудно понять, как совместить имидж «реформатора», который закрепился за Рухани, с его принадлежностью к высшей духовной иерархии шиизма и верностью идеям Исламской революции. Это противоречивое сочетание новых политических реалий Исламской Республики Иран (ИРИ) ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ обсудил со старшим научным сотрудником Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Еленой ДУНАЕВОЙ.– Елена Викторовна, как объяснить то, что избиратели в Иране предпочли единственного из кандидатов – представителя духовенства? Этот выбор как-то может характеризовать отношение иранцев к клерикальному режиму?
– Действительно, из всех кандидатов вопреки прогнозам аналитиков большинство голосов получил представитель духовенства, однако этот факт не надо рассматривать с той точки зрения, что духовные лица пользуются особым доверием избирателей или продвигаются со стороны рахбара – духовного лидера страны. В голосовании участвовали шесть кандидатов, а духовный лидер открыто заявил о своем невмешательстве в выборный процесс.
Рассматривая вопрос о свободе выбора граждан ИРИ и их предпочтениях, надо обратить внимание на активную явку на выборы – почти 73% избирателей участвовали в голосовании, что может рассматриваться как подтверждение доверия исламскому режиму и свидетельствовать о его демократичности. В то же время выбор Хасана Рухани отражает стремление иранского общества к переменам, о которых открыто говорил этот кандидат во время предвыборной кампании. 51% иранцев связали свои ожидания с Рухани, надеясь, что его опыт как религиозного и политического деятеля, ученого аналитика и дипломата станет той базой, которая поможет новому президенту развязать основные узлы противоречий Ирана и Запада, с тем чтобы уменьшить влияние международных санкций на экономику страны, расширить внутреннее производство, снизить уровень безработицы, укрепить риал (денежная единица Ирана. – «НГР») и поднять уровень жизни населения. Новые слои общества – интеллигенция, студенчество, крупные и средние предприниматели связывают с именем Рухани возможность либерализации политической и экономической жизни. Новый президент говорит о необходимости расширения возможностей для ведения предпринимательской деятельности, развития гуманитарных контактов со всем миром.
Кроме того, Хасан Рухани последние восемь лет в основном занимался научно-исследовательской деятельностью, несколько отдалился от острых внутриполитических баталий. Поскольку часть избирателей ухудшение ситуации в Иране увязывали с консервативными силами, а представителями консерваторов выступало большинство кандидатов, выбор был сделан в пользу пролиберально настроенного Рухани. Конечно, какая-то часть электората из представителей традиционных слоев отдала ему свой голос именно как представителю духовенства.
– В политической культуре Европы, в том числе и России, принадлежность к клерикальным кругам почти автоматически означает консервативные взгляды. Насколько применимо это к Ирану и Рухани?
– Рухани связывают напрямую с реформаторским лагерем. Однако такие оценки не совсем точны. Действительно, его поддержали либерально настроенные политические группы, и в том числе умеренно реформаторская религиозная организация – «Ассоциация борющегося духовенства». Сам Рухани заявляет об умеренности и необходимости привлечения всех политических и религиозных сил, не приемлющих излишне радикальный, а порой агрессивно милитаристический курс Махмуда Ахмадинежада. В то же время о своем доверии Рухани заявили представители и организации умеренно консервативного политического спектра, в том числе некоторые члены «Общества борющегося духовенства», организатором и членом которого остается новый президент. Свое одобрение избрания известного религиозного деятеля выразили высшие аятоллы.
– Расскажите, пожалуйста, о Рухани как религиозном деятеле. Чем он больше занимался до сих пор – религией или политикой?
– Хасан Рухани родился в 1948 году в очень религиозной семье и в 13 лет был отправлен в медресе (религиозное учебное заведение) Кума – основного центра религиозной подготовки в Иране. Он посещал занятия таких известных аятолл, как Мохаммад Мохагег Дамад, Мортаза Хаэри Йазди, Мохаммад Фазель Ленкарани. В начале 1960-х годов Кум был центром зарождения исламского антишахского движения. Свои проповеди там произносил аятолла Рухолла Хомейни, под их влиянием в 1963 году в Куме произошло народное выступление против шахских реформ модернизации страны. Рухани примкнул к кругу последователей аятоллы Хомейни и с середины 60-х годов стал активистом исламского движения. Рухани получил и светское образование, окончив курс в Тегеранском университете по специальности «юриспруденция». После Исламской революции он совершенствовал свои знания в области светского и исламского права в Глазго и получил докторскую степень.
Рухани, пройдя курс богословского образования, получил право на иджтихад – то есть возможность выносить самостоятельные суждения по важным вопросам богословия и права. Он имеет религиозный титул ходжат-оль-ислам-оль-мослемин и входит в круг высших шиитских богословов ИРИ. Интересен тот факт, что Рухани был одним из первых, кто еще в 1977 году стал употреблять в обращении к руководителю исламского движения аятолле Хомейни наиболее почетный исламский титул «имам», который прочно закрепился за ним в период Исламской революции. Рухани находился среди лиц, сопровождавших Хомейни в период его пребывания во Франции в 1978 году.
Популярности нового президента не мешает его тюрбан богослова. Фото Reuters |
– Начиная с первых послереволюционных месяцев Рухани занимался вопросами военного строительства исламского государства и обеспечением его безопасности. Он был избран депутатом первого меджлиса (парламента), став главой комиссии по обороне, и сохранял депутатский мандат в течение 20 лет. Дважды избирался вице-спикером парламента. В годы ирано-иракской войны Рухани входил в состав Высшего совета обороны и был командующим силами воздушной обороны. После создания Высшего совета национальной безопасности в 1989 году он был его главой на протяжении 16 лет. Начиная с 1991 года и по настоящее время Рухани указом духовного лидера включается в состав одного из высших государственных органов – Совета по целесообразности принимаемых решений, которым руководит аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани, и возглавляет в нем комиссии по обороне и безопасности. Рухани начиная с 2000 года избирается в Совет экспертов – орган, в составе которого представлены только наиболее уважаемые высшие богословы, которые обладают полномочиями осуществлять контроль за деятельностью главного лица государства и имеют право сместить его в случае несоответствия требованиям, определенным Конституцией, или неспособности исполнять свои обязанности и избрать новую кандидатуру. Рухани, работая в Совете экспертов последнего созыва, был избран в комиссию, рассматривающую возможности совершенствования и упрочения системы «велаят-е факих» («правления законоведа»).
Рухани ведет активную исследовательскую деятельность, возглавляя Центр стратегических исследований при Совете по целесообразности. Он подготовил ряд трудов по богословским вопросам, теории и практике исламского правления. Он – автор «Основ политического мышления имама Хомейни», трехтомного издания «Политическая мысль в исламе», «Предисловия к истории шиитских имамов», «Законодательной власти в исламе», «Комментарий по фикху», серии работ по вопросам национальной безопасности, внешней политике и ядерной дипломатии.
Будучи руководителем Высшего совета национальной безопасности в 2003–2005 годах, Рухани возглавлял иранскую делегацию на переговорах с тройкой европейских держав (Великобритания, Франция, Германия) по вопросам ядерной программы Ирана. Умелые дипломатические шаги Рухани, его знание нескольких иностранных языков, готовность к разумным компромиссам способствовали в тот период достижению договоренностей с тройкой и помогли иранской стороне избежать военного сценария решения ядерного вопроса. Успехи Рухани в дипломатической деятельности дали повод называть его «шейхом дипломатии».
– Недавно появилась информация, что Рухани был причастен к теракту против еврейского центра в Буэнос-Айресе в 1994 году.
– Как известно, ответственность за взрыв еврейского центра в Буэнос-Айресе взяла на себя «Организация исламского джихада», тесно связанная с «Хезболлах». Первоначальные расследования Интерпола подтвердили версию о вовлеченности иранской стороны в этот теракт, однако не было представлено документов, подтверждающих причастность высших лиц Ирана, в том числе Рухани, к принятию решения о взрыве. Зимой с.г. Иран и Аргентина пришли к соглашению о создании международной комиссии для расследования этого теракта. Этот вопрос перешел в плоскость двусторонних отношений. Те, кто поднимает сегодня этот вопрос, несомненно, не заинтересованы в разрядке напряженности вокруг Ирана.
– С какими религиозно-политическими кругами связан Рухани, кто из ведущих лидеров шиизма его поддерживает?
– Перед Рухани стоят очень сложные задачи, и успех его миссии зависит от его умения взаимодействовать как со светскими государственными органами, так и с религиозными структурами. Он получил поддержку со стороны духовного лидера Али Хаменеи, и согласование с ним всех действий как президента станет залогом успешного проведения тех изменений, которые он декларировал накануне выборов. Рухани тесно связан с крупнейшим религиозно-политическим деятелем ИРИ Али Акбаром Хашеми Рафсанджани, поддержка которого и помогла Рухани собрать большинство голосов на выборах. Новому президенту выразил доверие глава Совета экспертов и руководитель «Общества борющегося духовенства» аятолла Мохаммад Реза Махдави Кяни. О готовности к активному взаимодействию с Рухани заявил известный религиозный и политический авторитет ходжат-оль-ислам Али Акбар Натег Нури, глава судебной власти страны аятолла Садег Амоли Лариджани, бывший президент ходжат-оль-ислам Сейед Мохаммад Хатами. Как представляется, в отличие от Ахмадинежада, у которого не сложились отношения с религиозным истеблишментом, Рухани может рассчитывать на широкую поддержку религиозных кругов как умеренно консервативной, так и прореформаторской ориентации.
– Можно ли что-то сказать об особенностях взглядов нового президента на исламскую политическую систему в Иране?
– Хасан Рухани своей целью видит укрепление Исламской Республики и принципа «велаят-е факих», о чем он и заявил в письме к Али Хаменеи накануне выборов. Он также акцентирует внимание на необходимости соблюдения Конституции страны и особенно прав граждан, которые там зафиксированы, в том числе: свобода слова, равноправие мужчин и женщин, возможность создания общественных организаций и т.д. Он осознает необходимость либерализации политической и общественной жизни, которая пойдет, вполне вероятно, по пути развития институтов гражданского общества в условиях сохранения сильной исламской составляющей. Не исключено и внесение изменений в систему государственной власти, однако не в ближайшей перспективе.