15.05.2013 00:01:00
Демократия под Богом
Об авторе: Андрей Чеславович Татарчук – журналист.
Директор российского центра религиоведческих исследований «РелигиоПолис» Екатерина Элбакян стала модератором одной из самых, пожалуй, актуальных секций – о казуистике религиоведческой экспертизы в светском обществе. В пример приводился юридический инцидент с русским переводом древнеиндийского текста «Бгахават-Гита» и его комментария, выполненного основателем Общества сознания Кришны. Назначенные государством российские эксперты объявили издание экстремистской литературой. Группа экспертов второго состава позже вынесла вердикт, снимающий обвинение с религиозного памятника. Но пример демонстрировал: в принципе любые Священные Писания в России могут быть запрещены, а их распространение – уголовно преследоваться. «Абсолютной истанции нет, ею может быть только Бог, – сказала Екатерина Элбакян. – Религиоведческая экспертиза должна быть неангажированной и объективной, нравится ли этот религиозный процесс или организация экспертам или нет. Каждый эксперт вне зависимости от своей веры симпатий или атеизма должен стоять на позиции онтологического агностицизма. Лучшим тут будет создание экспертного религиоведческого совета. К сожалению, в России бывают неприятные инциденты, связанные с религиозными меньшинствами».
Участники конференции указали, что на уровне Европейского союза и США можно говорить о полной свободе регистрации религиозных организаций (как курьезный пример полного либерализма приводились Пастафарианство и Церковь Летающего Макаронного Монстра – зарегистрированные де-юре в нескольких западных странах конгрегации). В Латвии, маленькой и во многом еще по-советски не совсем демократической республике, получить юридический статус не смогли адепты некоторых новых религиозных движений. Как отметил в докладе глава местной буддийской общины Дзогчен Эрик Терехов, у него были трудности при приобретении участка земли под строительство храма. Потом руководство крупнейшего госуниверситета запретило лекцию Далай-ламы XIV Тэнцзина Гьямцхо из-за боязни потерять финансовые инвестиции Китая в науку Латвии. Маленькая страна, большие страхи и каждая копейка на счету.
В России степень религиозных свобод, как подчеркивалось во многих выступлениях, сдерживается доминирующей позицией Русской Православной Церкви. РПЦ, в свою очередь, заметно поддерживают на государственном уровне, в том числе законодательно. Хотя официальная статистика МВД указывает, что на православное Рождество храмы посетили всего 1,5% российского населения – меньше 1,5 млн. населения, в соцопросах многие называют себя православными верующими, при этом не посещая богослужения и не соблюдая предписаний христианства.
В дискуссии о религии и образовании в России тем не менее была отмечена тенденция вытеснения православия на региональном уровне более молодыми религиями. Как подчеркнул руководитель Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров, обычно это зависит от персональной религиозной принадлежности областных и районных властей. Например, под Тобольском успешно социализировались «виссарионовцы», и там власти вынуждены считаться с избирателями. В одном из городов Тамбовской области мэр адвентист, в Урюпинске – пятидесятник, в Волгоградской области часть населения – также пятидесятники. «На местном уровне межрелигиозный диалог ведется вполне демократически, на федеральном уровне ведущие позиции за РПЦ», – резюмировал Шабуров.
И наконец еще одна тенденция – растущий антиклекаризм в России и в Европе. Это относится в меньшей степени к регионам, где исторически распространен ислам, в большей – где распространено христианство. Глобальный мир становится более равнодушным к религии. Притом что верующие люди в США, стране-эталоне религиозной терпимости, как сообщили эксперты из Америки, на 25% милосерднее к своим ближним и на 32% чаще атеистов готовы пожертвовать свои деньги на благотворительность.
Рига
Комментарии для элемента не найдены.