0
5784
Газета Тенденции Интернет-версия

17.04.2013 00:01:00

Суверенитет прикрывается хиджабом

Тэги: татарстан, ислам, хиджаб


татарстан, ислам, хиджаб Тот факт, что татарские женщины в начале XX века хиджаб не носили, наглядно подтверждают семейные альбомы. Фото с сайта www.protatar.ru

Сегодня в Татарстане пройдут выборы муфтия – духовного лидера мусульман республики. Мало кто сомневается, что им станет Камиль Самигуллин, который с начала марта исполняет обязанности главы Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ). Незадолго до выборов кандидат-фаворит уже счел необходимым показать, что собирается быть независимой от федерального Центра фигурой.
28 марта Министерством образования и науки России был принят и спустя несколько дней опубликован на официальном сайте ведомства адресованный руководителям органов исполнительной власти в регионах документ «Об установлении требований к одежде обучающихся», в котором недвусмысленно сказано: «Внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны... носить светский характер».
В последующие дни конфликт вокруг запрета ношения хиджабов в школах разгорелся в Татарстане. В первых числах апреля по местному телевидению прошел сюжет о том, что 7 марта с.г. прокурор Нижнекамска выступил с протестом, требуя внести в устав средней школы № 5 «конкретные требования о недопустимости ношения религиозных нарядов». Речь идет о том, что в существующих в школе с 1996 года «татарских классах» ученицы покрывают голову платками и носят длинные платья до пола. 4 апреля начальник отдела по работе со СМИ Министерства образования и науки Татарстана Алсу Мухаметова заявила Интерфаксу, «что, согласно санитарным правилам и нормативам, ношение детьми и подростками головных уборов в помещении во время уроков не разрешается, поскольку это является причиной различных заболеваний и может снижать зрительную способность». К аналогичной аргументации ранее уже прибегали представители Министерства образования Ставропольского края во время конфликта вокруг ношения хиджабов школьницами в некоторых школах региона. Мухаметова дала такой совет: «Есть медресе при ДУМ Татарстана, пожалуйста, там дети могут ходить в хиджабах, тюбетейках, читать намаз, но не в светской же школе». Когда в Ставропольском крае местные мусульмане возмущались тем, что девочкам не разрешают появляться в классах в хиджабе, полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин также посоветовал им соблюдать предписание о религиозной одежде в специализированных исламских учебных заведениях.
Прихожане нижнекамской мечети начали сбор подписей за сохранение хиджабов в школе. Надо отметить, что среди мусульман России нет однозначного мнения о том, насколько покрывание волос на голове платком соответствует историческим традициям исламских народов нашей страны. Так, 23 марта Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин заявил в эфире федерального телевидения, что «до совершеннолетия от девочек-мусульманок не требуется покрывать голову», то есть, по его мнению, непонятно откуда вообще взялась проблема ношения головных платков в школах. Федеральная власть уже сформулировала свое мнение во время прямой линии Владимира Путина 20 декабря 2012 года, когда президент со ссылкой на знатоков традиционного ислама заявил: «В нашей культуре – когда я говорю «в нашей», то имею в виду наш традиционный ислам – никаких хиджабов нет».
Однако в руководстве ДУМ РТ сразу после обнародования предписаний федерального Минобразования сочли нужным заявить о своей независимой позиции. 1 апреля на сайте татарстанского муфтията была опубликована статья заместителя и.о. муфтия республики Рустама Батрова. «В последнее время часто говорят о том, что хиджаб – чуждый для татарского народа обычай, – пишет он. – Так ли это? Всякий, кто не поленится дойти до общественной библиотеки и изучить научные труды этнографов по национальному костюму татар, легко сможет убедиться в обратном, а именно в том, что наши прабабушки всегда носили хиджаб, хиджаб в самом строгом смысле этого слова... Такие наряды были распространены у татар повсеместно: и в Казани, и в Астрахани, и в Касимове, и в Уфе, и в поселениях Сибири». Батров критикует тех, кто «воспринимает понятие «светское государство» как равнозначное понятию «атеистическое государство», где «беспощадно стерилизуется все общественное пространство от любых даже намеков на религию». По его мнению, «в истинно светском обществе каждый волен одеваться так, как он сочтет нужным»: «Некоторые девушки бреют голову налысо, некоторые носят панковский ирокез, одни отпускают косу, другие стригут волосы под каре, а кто-то скрывает их под хиджабом. Каждый из нас по-разному может относиться к выбору другого человека. Но ни у кого из нас нет права навязывать другому свои представления о том, как он должен выглядеть».
Из дальнейших слов заммуфтия можно сделать вывод, что данная проблема волнует его не только в связи с сугубо вероучительными и этнографическими вопросами. «Вопрос хиджаба – это лишь вершина айсберга, в недрах которого скрываются очень важные для современной России процессы, – пишет Батров. – Это лакмусовая бумажка нашей готовности принимать друг друга с учетом религиозного многообразия и строить совместную жизнь наших народов на основе искреннего взаимоуважения». Иначе говоря, ДУМ РТ решил влиться в волну защиты независимости жизни некоторых народов, населяющих Россию, и не только в административных границах Татарстана. Например, конфликт вокруг ношения хиджаба в школах возник в декабре 2012 года в Астрахани, о которой также упомянул Батров, говоря, что подобный головной платок татарки якобы носили там в прошлом.
3 апреля и.о. муфтия Татарстана Камиль Самигуллин провел встречу с активистками женского исламского движения в республике. В вышедшем на следующий день репортаже «5 канала» отмечается: «Глава мусульман Татарстана успокоил верующих – хиджаб в общеобразовательных школах запрещать не будут. Ни сейчас, ни после введения с 1 сентября новых норм для школьной формы». На сайте ДУМ РТ опубликована лишь общая резолюция собрания, однако в СМИ можно прочесть прямые и косвенные цитаты из заявлений Самигуллина, которые он, по утверждению этих изданий, сделал на том собрании. «Запрета на ношение хиджаба нет, – цитирует муфтия «5 канал» (днем ранее эта реплика появилась на сайте Islam-today.ru с уточнением, что она была произнесена Самигуллиным на собрании с исламскими активистками). – Сейчас планируется ввести в школах единую форму, и в каждом регионе страны данный вопрос о виде формы будет решаться индивидуально. Мы примем активное участие в решении этой задачи». «В телерепортаже о хиджабах в Нижнекамске и.о. муфтия республики Камиль Самигуллин уже заявил, что в Татарстане вряд ли строго последуют общероссийской норме: по его словам, будет найден некий компромисс с введением особой формы одежды для детей-мусульман», – отметило тогда же информагентство REGNUM.
Стоит заметить, что другой кандидат в муфтии республики, богослов Фарид Салман, ранее уже резко высказывался против ношения хиджабов. «Хиджаб – это не национальная татарская одежда, это культура Саудовской Аравии», – цитировал его заявление в ноябре 2012 года сайт www.pro-goroda.ru. На этом фоне и.о. муфтия и фаворит выборов выглядит сторонником татарской культурно-религиозной независимости, что должно обеспечить ему дополнительные симпатии верующих республики, а также других регионов Федерации, где велика доля мусульман, в том числе татар по национальности.
Каким образом представители татарских мусульман хотят решить вопрос с ношением хиджабов в школах региона? Как сообщил 4 апреля сайт Islamnews.ru, на прошедшей днем ранее встрече с и.о. муфтия республики исламские «активистки Татарстана подняли вопрос о единой школьной форме для мусульманок региона». Подробнее об этой инициативе Союза мусульманок Татарстана можно узнать из публикации в набережночелнинской газете «Челны ЛТД» от 3 апреля. Там рассказано о решении, принятом на собрании активисток организации, о котором газете рассказала глава отделения Союза в Набережных Челнах Рима Исхакова. По ее словам, у «детей, исповедующих ислам, которые учатся не в профильных лицеях, а обычных школах и гимназиях наряду с неверующими детьми… появится единая школьная форма». «После скандала в Нижнекамске с запретом ношения хиджаба мусульмане решили «узаконить» форму по шариату и утвердить ее как единую для мусульманок по всему региону. До конца учебного года будут разработаны модели и представлены образцы», – сообщает газета и цитирует ответ Исхаковой на вопрос, кто же займется разработкой моделей одежды для школьниц-мусульманок: «В Духовном управлении мусульман Татарстана есть свои модельеры». Таким образом, можно понять, что активистки защиты хиджабов в школе рассчитывают на покровительство со стороны республиканского муфтията.
После сегодняшних выборов муфтия станет ясно, насколько заявления кандидатов, прежде всего Самигуллина и его помощников, были предвыборной приманкой, а насколько ознаменовали политическую стратегию Духовного управления мусульман Татарстана.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1886
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3901
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2939
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2402

Другие новости