Исламисты признают только свое прочтение Корана. Фото Reuters
В конце февраля с.г. один из наиболее выдающихся интеллектуалов Египта – профессор истории и философии Юсуф Зейдан – был вызван в Генеральную прокуратуру страны, где ему были предъявлены обвинения в «оскорблении религии, разжигании религиозной розни и поощрении религиозного экстремизма» по нескольким статьям уголовного и административного кодексов.Возглавлявший вплоть до 2012 года Центр древних рукописей Александрийской библиотеки Юсуф Зейдан – мировая знаменитость, один из наиболее известных в стране и за рубежом исследователей арабского и исламского наследия, перу которого принадлежит около 600 научных работ по исламу, истории рукописного творчества, средневековой исламской философии, истории, теологии и медицине. А также писатель, автор историко-философского романа «Азазель», принесшего ему премию «Арабский Букер» за 2009 год.
Но выдвинутые против Зейдана формальные обвинения были связаны не с его романом, а с научной монографией «Арабское богословие и истоки религиозного насилия». В ней ученый обосновывал тезис о единстве всех трех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама, и доказывал, что случаи религиозного насилия в Ближневосточном регионе, где они возникли, имели место, лишь когда эти религии в разные исторические периоды смешивались с политикой и становились инструментом в противостоянии различных религиозно-политических течений и групп. Несмотря на очевидно экуменистическую направленность этой теории, заявление в Генеральную прокуратуру Египта с обвинениями ученого в разжигании религиозной розни и оскорблении веры направила Академия исламских исследований при университете «Аль-Азхар». Академия объединяет 50 наиболее выдающихся исламских богословов и законоведов, наделенных правом выпускать фетвы (заключения и решения по отдельным вопросам, основывающиеся на принципах ислама и юридических прецедентах).
Абсурдность ситуации заключается в том, что заявление Академии исламских исследований в прокуратуру датируется 2009 годом, когда в свет вышло первое издание «Арабского богословия» (к настоящему моменту уже 8 переизданий), про которое член совета той же академии Абд аль-Му’ти Буюми сказал: «Без нее не может обойтись ни один исследователь исламской мысли». Тем не менее заявление вдруг было извлечено на божий свет и предъявлено удивленному Зейдану. В совокупности за «прегрешения» по этим статьям наказание может составить до 5 лет лишения свободы.
Чем же вызвана столь мощная атака на кабинетного ученого, занимающегося узкими и понятными ограниченному кругу специалистов вопросами? Сегодняшний Египет представляет собой полигон, где отрабатывается проект «политического ислама». Пришедшие к власти два года назад исламские силы, наиболее влиятельными из которых являются «Братья-мусульмане» и салафиты, используя существующие в стране государственные структуры и институты, стремятся полностью перестроить общественную и гражданскую жизнь на принципах шариата. Происходит то, что называется «ихванизацией» государства или (как считают некоторые специалисты) «огосударствление ихванов» (от «Аль Ихван аль-Муслимун», то есть «Братья-мусульмане»). Формально вышедший из рядов ихванской Партии свободы и справедливости президент Мухаммед Мурси медленно, но верно расставляет на ключевые государственные должности представителей ассоциации «Братьев-мусульман», включая и нового генерального прокурора Талаата Абд Аллаха. Принятая 23 декабря 2012 года новая Конституция Египта предусматривает, что все вопросы, связанные с шариатом, будут находиться в ведении университета «Аль-Азхар», то есть прежде всего пресловутой Академии исламских исследований, обвиняющей сегодня Юсуфа Зейдана.
Признаки «ихванизации» общественной жизни в Египте стали заметны уже вскоре после победы январской революции 2011 года: на экранах телевизоров все чаще мелькают лица бородатых комментаторов, выступающих за повсеместное распространение норм шариата, женщины-дикторы в эфире стали появляться в хиджабах, в Александрии на набережной на женские статуи натянули покрывала, в Мансуре неизвестные накрыли полотном памятник выдающейся египетской певицы Умм Культум, в городе Минья, в 245 км от Каира, вандалы стащили с постамента бюст патриарха египетской литературы Тахи Хусейна. Происходит постепенное усиление давления на работников прессы: на последней Международной каирской книжной ярмарке на встречу президента Мурси с издателями не были приглашены многие известные либеральные журналисты. Национальные газеты отказываются печатать материалы журналистов, содержащие критику президента и «Братьев-мусульман».
Исламисты не обошли своим вниманием даже такой объект всемирного наследия, как пирамиды в Гизе и Сфинкс: в ноябре 2012 года воинствующий салафитский шейх Марджан Салем аль-Джаухари призвал разрушить их, «так же, как мы разрушили скульптуры Будды в Афганистане». Египетское культурное наследие находится под реальной угрозой уничтожения: из-за уличных выступлений даже полицейские, охраняющие Каирский музей, попрятались внутри здания, боясь попадаться на глаза бушующей толпе. На фоне усугубляющихся экономических трудностей, непрекращающихся уличных беспорядков и усиливающегося натиска исламистов в среде египетской творческой интеллигенции постепенно воцаряется атмосфера тревоги и неуверенности. Деятели искусства и культуры жалуются на притеснения и крепнущую цензуру, а многие уже заявляют о желании уехать из страны.
Юсуф Зейдан стал первой крупной фигурой из либерального лагеря, кому исламисты решили устроить публичную порку, поскольку именно он вызывает у них наибольшее раздражение. Претендуя на монополию в сфере властвования над умами и душами, они видят в нем тем более опасного конкурента, что он принадлежит к числу немногих ученых в Египте и мире, способных переигрывать их на их собственном поле: успешно обосновывает необходимость непрерывности и безэксцесности культурно-религиозного процесса в мультикультурной среде, черпая свою аргументацию в священных для мусульман источниках. Причем делает это намного убедительнее начетников из «Аль-Азхара», не желающих читать ничего, кроме выхолощенных пособий по исламской догматике и ритуалу. Вряд ли можно считать простым совпадением то, что вызов Зейдана в прокуратуру последовал спустя всего несколько дней после его лекции в Александрии под названием «Басня о применении шариата». Один из читателей так прокомментировал статью в журнале «Иляф», посвященную случаю с Зейданом: «Чем дальше держится мусульманин-суннит от разных там философий, спекулятивных богоисканий и заблуждений атеистов, тем в большей девственности и чистоте он сохраняет свою веру, суннитское учение, свой фундаментализм и общинность».
Вряд ли невежественным исламистам удастся доказать свои нелепые обвинения: Зейдан попросил месяц, чтобы представить письменные объяснения по поводу «оскорбления религии и разжигания религиозной нетерпимости и розни», и, несомненно, прокурорским работникам придется сильно попотеть, вникая в тонкости богословско-философских силлогизмов и разбираясь в цитатах средневековых теологов, чтобы найти в них призывы к религиозной розни. Попытки заставить замолчать ученого такого калибра обречены: в ближайшее время Юсуф Зейдан намерен выпустить новый сборник «Семиричники», посвященный критическому разбору религиозных стереотипов и застоявшихся догм в свете происходящих революционных катаклизмов. В своем последнем интервью общеарабскому изданию «Аш-Шарк аль-Аусат», выходящему в Лондоне, он пожелал «Братьям-мусульманам» очнуться от пещерных представлений, в которых они пребывали на протяжении десятков лет, и ответил на вопрос: «Наступила ли «осень переворота» после арабской весны?» так: «Мы посередине пути… Я думаю, в нашей стране (Египте. - «НГР») в ближайшем будущем будет много насилия… Те, кто перехватит власть у исламистов, или, вернее будет сказать, – у тех, кто ошибочно и ложно претендует на то, что следует по пути ислама, откажутся от своих приобретений только ценой большой крови».