0
1680
Газета Тенденции Интернет-версия

01.02.2012 00:00:00

Мирная миссия христолюбивого воинства

Виктор Буйвидас

Об авторе: Виктор Ионович Буйвидас - журналист.

Тэги: южная осетия, церковь, рпц


южная осетия, церковь, рпц Помощник командира 4-й армии по работе с верующими военнослужащими священник Андрей Зюзя на закладке часовни Александра Невского в Цхинвале.
Фото автора

Республика Южная Осетия (РЮО) переживает острый политический кризис, связанный с отмененными выборами президента. Ситуация осложняется тем, что жителям этой республики, приверженным православию, трудно получить также и духовную опору в тех потрясениях, которые происходят в маленьком горном государстве последние несколько лет.

Исторически так сложилось, что в Южной Осетии православная вера занимает важное место в обществе. Глава РЮО клянется во время инаугурации не на Конституции, а на Евангелии. Однако маленькая республика, чей политический суверенитет не признан большинством стран мира, также страдает от того, что ее церковный статус не признан православным миром. Канонически территория Южной Осетии относится к Грузинской Православной Церкви, которая получила автокефалию в XI веке на Соборе, созванном Антиохийским Патриархом Петром III. Однако фактически Южная Осетия, как и Абхазия, не имеет канонического общения с Грузинской Церковью, как и политических связей с грузинским государством.

В 90-х годах население Южной Осетии очень пострадало от грузинских властей и обижено на Грузинского Патриарха Илию II, который, как считают в республике, якобы призывал к уничтожению осетин. Священнослужители из числа грузин покинули Южную Осетию. Республика осталась без духовенства. Русская Православная Церковь уже тогда оказывала помощь единоверцам, но делалось это неофициально, так как РПЦ не могла вторгаться на территорию Грузинского Патриархата.

«В те годы, – рассказывает один из священнослужителей РПЦ из числа осетин отец N (имя его не раскрываем из соображений личной безопасности священника), – уроженец Цхинвала Александр Пухатэ стал окормлять прихожан непризнанной республики. В 1992 году иерархом Русской Православной Церкви Заграницей, епископом Тамбовским Лазарем (Журбенко), он был рукоположен в сан священника и стал служить в Южной Осетии. С этого времени республика фактически оказалась под покровительством РПЦЗ».

Как считают в республике, Пухатэ довольно много сделал для сохранения православного духа в Южной Осетии. По его призыву многие крестились в цхинвалском храме. Другие предпочли сделать это в храмах РПЦ на территории Северной Осетии.

В дальнейшем в Южной Осетии было решено перейти под омофор Греческой Православной Старостильной Церкви Противостоящих Митрополита Киприана. Синод Церкви Противостоящих при участи властей Южной Осетии создал Аланскую епархию, во главе которой стал Александр Пухатэ (ранее принявший монашество с именем Георгий). Его архиерейская хиротония состоялась в монастыре святых Киприана и Иустинии (Фили, Греция).

Надо сказать, что Аланская епархия ни размером, ни численностью на полноценную епархию не тянет. По разным данным, она насчитывает от 5 до 10 приходов, в которых служит от 3 до 5 священников. Все клирики – осетины. Среди них есть священники, рукоположенные в Грузинской Церкви, но прервавшие общение с ней. Грузинские священники иногда появлялись в грузинских анклавах, но после событий 2008 года грузинского населения в республике не осталось. Священники РПЦ в Южной Осетии появляются лишь для окормления российских военных и передачи гуманитарной помощи. В республике постоянно находится лишь один священник РПЦ, который служит на российской базе и причислен к ныне воссоздаваемому военному духовенству.

В мае этого года по причине внутренних нестроений в Аланской епархии епископ Георгий был освобожден от пастырских и административных должностей. Синод Противостоящих также предписывал ему мирно оставить Аланскую кафедру и больше не принимать участия в церковной жизни своей бывшей епархии.


Александру Пухатэ (справа) больше не доверяют восстанавливать православие в республике даже греческие старостильники.
Фото Ланы Парастаевой/ИА «Рес»

На неоднократные просьбы осетин Цхинвала принять их в лоно РПЦ следует отказ. К примеру, в 2008 году, после признания независимости Южной Осетии Россией, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит (ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл (Гундяев) в интервью каналу «Вести» сказал, в частности, об Аланской епархии: «Нужно сказать, что это не просто раскольническая епархия, а дело в том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от греческих старостильников. От так называемого Киприановского Синода. Вся деятельность этого Синода в отношении России направлена на ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны, духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической Церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает! Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией», – заключил митрополит Кирилл. Такой позиция РПЦ в отношении Южной Осетии остается и по сей день.

«Внутри Церкви, как и в семье, бывают конфликты, но все должно решаться мирно и в первую очередь самой Церковью. Светским властям не стоит вмешиваться в эти дела, это лишь обостряет разногласия, – считает священник N. – Сейчас в Южную Осетию возвращаются бежавшие от войн и невзгод жители, и наша общая задача – помочь им в этом. Кстати, самая первая гуманитарная помощь, поступившая в РЮО, была собрана и привезена в Цхинвал именно Русской Православной Церковью уже 10 августа 2008 года. Помощь распределялась между всем населением: и осетинским, и грузинским. Церковь вообще не делит человечество на национальности. И нам все равно, какая здесь территория – каноническая или нет».

В Южной Осетии сейчас находятся российские военные и строители. А военные и пограничные части, расположенные за пределами России, имеют статус территории Российской Федерации. Здесь РПЦ вправе строить свои храмы. Некоторые считают, что эти храмы постепенно, по факту, станут центрами возрождения церковной жизни в республике.

Как сообщили во Владикавказской и Махачкалинской епархиях РПЦ, руководство российской военной базы в Южной Осетии заключило договор с Московским Патриархатом. В скором времени будет возведен храм Александра Невского на территории погрануправления. Пока планируется построить небольшой храм-часовню в военном городке, расположенном в центре Цхинвала. Но и на заставах также строятся часовни. В городе Джава возведена деревянная часовня-сруб в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. В дальнейшем планируется построить часовню в честь преподобного Серафима Саровского.

«Вера не знает границ, – считает священник N. – Имеют место, конечно, некоторые нестроения политического характера. Они иногда разъединяют народы. Но я думаю, что каноническое православие утвердится и в РЮО. Например, сегодня население прилежно молится в храмах Северной Осетии, и число их прихожан постоянно растет. Этот факт вселяет надежду, что и в Южной Осетии вскоре будет многочисленная православная паства».

Цхинвал


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
488
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4780
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2569
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6048

Другие новости