Патриарх Кирилл обнаружил в Молдавии крепкий оплот восточнохристианской цивилизации.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
Визиты Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Черновицкую область Украины (1–2 октября), Молдавию (8–10 октября) и Калининградскую область России (10–14 октября) затронули самые дальние пределы не только юрисдикции РПЦ, но и пространства русской православной культуры. Об этом во время посещения Молдавии сказал сам Патриарх: «Молдавия – особое место в Европе, потому что стала неким связующим звеном между двумя мощными культурными, цивилизационными традициями – латинской и славянской. Именно здесь и сегодня присутствуют эти две традиции, не создавая никаких непреодолимых препятствий и конфликтов в жизни людей». То же самое можно сказать и о Черновицкой области, где до 20% населения составляют молдаване и румыны и которая до 1940 года входила в состав Румынии. Во многих монастырях области, в том числе в Свято-Воскресенском монастыре в Банченах, где побывал глава РПЦ, богослужения совершаются на румынском языке, так как именно его носители составляют большинство насельников обители.
В наличии этноконфессиональных, «цивилизационных» конфликтов на этих рубежах «Русского мира» Патриарх, впрочем, смог и сам убедиться, столкнувшись днем 9 октября у памятника молдавскому государю Стефану Великому с демонстрацией прорумынских националистов, из-за чего ему даже пришлось перенести посещение монумента на поздний вечер (см. «НГ» от 10.10.11). В дни визита Патриарха телеканал Moldova1 сдвинул время выхода вечерних новостей на русском языке с 19 на 23 часа, что вызвало акции протеста русскоязычных жителей, усмотревших в этом дискриминацию.
Эксперты расходятся во мнениях относительно наличия оппозиционных настроений к Москве в Молдавской митрополии РПЦ. По мнению директора Центра восточноевропейских исследований Андрея Окары, для Московского Патриархата «Молдавия находится в зоне юрисдикционной нестабильности, потому что существуют возможные варианты ухода молдавского православия к Румынской Православной Церкви и к Константинопольскому Патриархату», тем более что митрополит Кишиневский Владимир (Кантарян) хорошо знаком и с румынским Патриархом Даниилом, и с Вселенским Патриархом Варфоломеем. По мнению Окары, «возможным вариантом решения проблемы могло бы стать дарование Молдавской митрополии автономии по образцу Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, так как есть реальная угроза ухода многих молдавских архиереев в другую юрисдикцию, и Патриарх этот вопрос не решил». Украинский политолог Артем Филипенко, напротив, считает, что «даже в случае интеграции Молдавии в Румынию молдавское духовенство не будет стремиться к слиянию с Румынской Православной Церковью», а переход под юрисдикцию Вселенского Патриархата видится ему лишь «гипотетическим вариантом», подтверждений тяготения к которому среди какой-то части молдавского духовенства в настоящий момент нет. В любом случае циркулировавшие в преддверии визита Патриарха слухи о том, что он может низложить Кишиневского митрополита Владимира, не подтвердились, и на публике митрополит и Патриарх Кирилл демонстрировали подчеркнутое внимание друг к другу.
В целом гостя из Москвы в столицах Буковины и Молдавии встречали пышно – прямо к трапу его самолета прибыло местное руководство, улицы были завешены приветственными баннерами (в Черновцах), телевидение транслировало в прямом эфире совершаемое им в центре города богослужение (в Кишиневе), на которое собрались тысячи верующих. Так, в Банченах во время освящения Троицкого собора присутствовали от 10 до 20 тыс. человек, в том числе паломники из Молдавии и Румынии. Безусловно, не могли не порадовать Патриарха отчеты местных архиереев. В Черновицкой области с населением немногим более 900 тыс. человек насчитывается 382 прихода РПЦ. В Молдавии с населением около 3,5 млн. – 1231 (по данным на 2010 год), из которых более 1100 открыты за последние 20 лет. По словам митрополита Кишиневского, почти в каждом селе страны есть храм юрисдикции РПЦ, в 800 (из полутора тысяч) школ преподают основы православия, а на каждые 1800–2000 ее жителей приходится один священник Московского Патриархата. По данным переписи, 93% жителей Молдавии причисляют себя к православным верующим, и не только на словах, что показали недавние массовые протесты против попыток легализации в стране ислама (см. «НГР» от 15.06.11). Патриарх отметил на встрече с политиками и местными жителями 9 октября, что в Молдавии «один из самых высоких уровней религиозности в Европе». Интересно сравнить эти слова с прозвучавшим ранее в России заявлением Патриарха о «политизированных, идеологизированных социологических опросах, лукавых вздохах и сожалениях о том, что число верующих якобы сокращается».
В Молдавии незаметны антиклерикалы, все чаще проявляющие себя различными акциями в России, в том числе в Калининградской области, куда после из Кишинева отправился Патриарх. Недавно получил известность Борис Образцов, издатель и один из авторов калининградской газеты «Тридевятый регион», приговоренный судом к крупному штрафу за грубые высказывания о священнослужителях РПЦ. Зато на берегах Днестра и Прута прозвучали акции православных ультраконсерваторов, выступающих против слишком «либеральных», на их взгляд, деяний Московской Патриархии.
Но радикалов, рьяно придерживающихся «румынства» во всем, Патриарх Кирилл успокоил – загодя отменил свой визит в русскоязычное Приднестровье, разослал по всем приходам, школам и библиотекам Молдавии книгу своих проповедей «Мы один народ» на румынском языке тиражом в 50 тыс. экземпляров, подарил каждой из епархий республики роскошно изданные экземпляры Библии – тоже на румынском языке.
Впрочем, отмена согласованного еще летом визита Патриарха в Приднестровье могла иметь и более вескую причину, нежели опасение дать лишний повод для протестов кишиневских ревнителей веры. 13 октября ИТАР-ТАСС опубликовал заявление главы администрации президента России Сергея Нарышкина, который потребовал от действующего президента Приднестровья Игоря Смирнова отказаться от избрания на новый срок и «дать дорогу» другому кандидату. Так что глава РПЦ, как предполагали эксперты (см. «НГ» от 05.10.11), мог отказаться от визита, уловив сигналы из Кремля.
Для кого-то рубежи Московского Патриархата пролегают посреди Кишинева. Фото c сайта www.timpul.md |
Несмотря на многократно подчеркиваемый неполитический, «пастырский» характер своего визита, Предстоятель Русской Церкви вел себя в Молдавии как политик. Встретился (в разное время) с лидерами крупнейших партий страны, яростно конфликтующими между собой (так, глава молдавской Компартии Владимир Воронин как раз накануне визита Патриарха назвал и.о. президента Мариана Лупу «психически больным»). Сам глава РПЦ во время своих заявлений позиционировал себя как надполитического арбитра. По его словам, «сегодня Молдавия проходит через сложный период своего общественного, политического развития, и очень важна консолидация всех народных сил», и возглавляемая им «Православная Церковь будет делать все, чтобы у каждого из тех, кто несет ответственность за жизнь людей, за жизнь страны, возникали стремление, желание и готовность взаимодействовать с другими, чтобы обеспечить широкую поддержку людей для преобразований, столь необходимых в народной жизни».
На фоне этих ярких встреч визит Патриарха 10–14 октября в его «домашнюю епархию» (еще с тех пор, когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским, и до настоящего времени, так как Патриарх продолжает исполнять обязанности местного архиерея) на западе России выглядел совсем иначе – буднично, подчеркнуто административно. Вместо встреч с лидерами различных политических сил (а Калининград славится свой политической активностью, в январе 2010 года здесь прошел крупнейший за последние годы в России митинг протеста) – выстроившиеся у трапа самолета представители местной вертикали власти: заместитель полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе, командующий Балтийским флотом и другие.
К тому же оптимистичный настрой, явно испытанный Патриархом в ходе визита по юго-западным епархиям, здесь уже не наблюдается. В его выступлениях то и дело упоминаются некие угрозы извне. «Что такое Покров, омофор в руках Девы Марии? Это не что иное, как символ защиты: она нас защищает, она наша крепость, она наша воительница, она вождь наш, ибо особая миссия у Пресвятой Богородицы. И потому наша к ней молитва должна обращаться в первую очередь именно тогда, когда мы нуждаемся в защите, когда мы чувствуем, что нас окружают злые, несправедливые силы, когда они несут в себе опасность для нашей христианской жизни», – сказал глава РПЦ во время богослужения 14 октября в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде. Днем ранее в этом же соборе на епархиальном совете духовенства области Патриарх так разъяснил собравшимся содержание документов Архиерейского Собора, состоявшегося 2–4 февраля с.г. в Москве: они «разворачивают Церковь в ту сторону, где нам предстоят наибольшие трудности и ответственная борьба». Преимущественно русская по населению, Калининградская область оказалась при этом достаточно антиклерикальным регионом – весной прошлого года «Основы православной культуры» для преподавания своим детям выбрали только 20% родителей, а 75% предпочли «Основы светской этики». Аналогичная картина, соответственно 19% и 76%, наблюдалась и в этом году (см. «НГР» от 15.06.11). В области (едва ли не единственный случай в России) регулярно проходят пикеты общественников против передачи зданий РПЦ. Так что здесь действительно, по словам Патриарха, «предстоят наибольшие трудности и ответственная борьба».