События арабской весны подчеркнули неустойчивость единства мусульманских стран. Расшатывается фундамент верховенства в исламском мире Саудовской Аравии. Ситуацией не замедлила воспользоваться Индонезия. Противостояние этих двух стран – самого богатого и самого крупного государств всемирной уммы – вполне можно рассматривать как системное. Оно не исчерпывается межправительственными противоречиями, а скорее является отражением нарастающих противоречий между исламским традиционным центром и периферией.
Индонезия предлагает странам Ближнего Востока перенять ее опыт мирного перехода к демократии. «Реформаторы в этих регионах могут изучить, как Индонезия проводила реформы и построила свою собственную демократию», – сказал на сессии по обсуждению последствий политического хаоса на Ближнем Востоке и Северной Африке Хасим Музади, эксперт-политолог из аналитического центра при Международной конференции исламских ученых. Музади заявил, что реформаторы в этих странах могли бы перенять опыт Индонезии в соблюдении прав человека и принципов демократии. Далеко не последний в индонезийской умме человек, бывший председатель одной из самых крупных мусульманских организаций страны «Нахдатул Улама», Музади также сказал, что странам Ближнего Востока и Северной Африки стоит изучить, как Индонезия шаг за шагом развивала свою идентичность и повышала эффективность правительства, проводила свободные, справедливые и демократические выборы.
Соблюдение прав человека стало важным средством в наступательном арсенале Джакарты в соперничестве с Эр-Риядом. Поводом послужила казнь 18 июня с.г. в Саудовской Аравии посредством отсечения головы мечом 54-летней индонезийской служанке за убийство жены работодателя. Подобное уже много раз случалось в Саудовской Аравии и Малайзии и не вызывало особого резонанса. На этот раз индонезийское правительство заявило, что стране нанесен моральный ущерб. Министр иностранных дел Марти Наталегава заявил протест в связи с тем, что его страна не была информирована о судебном процессе и самой казни, чем нарушены международные обязательства. Из Саудовской Аравии отозван индонезийский посол, хотя саудовский посол в Индонезии принес извинения. Правительство заявило, что принимает меры к тому, чтобы отозвать большую часть работающих в Саудовской Аравии индонезийцев и резко ограничить выезд новых рабочих (сейчас в Саудовской Аравии около 1 млн. индонезийцев). Обострились выступления активистов за гражданские права. В стране культивируются антиарабские настроения. В индонезийских СМИ приводятся интервью с теми, кто вернулся из Саудовской Аравии. Как показывают очевидцы, там они подвергались жестокой эксплуатации, их избивали, не платили зарплату, препятствовали возвращению на родину. Их надежды на то, что, нанявшись к единоверцам-мусульманам, они найдут милосердие и взаимопонимание, не оправдались. Рабочим-индонезийцам в королевстве не предоставляли даже время для совершения молитвы.
Последние попытки Индонезии снизить авторитет арабов в исламском мире являются продолжением ее деятельности по поиску самоидентификации индонезийского мусульманства, отрицания подавляющего влияния извне. Пропагандистская работа проводится под лозунгом: «Не все арабское – мусульманское, не все мусульманское – арабское».
Предпринимаются попытки по преодолению арабского влияния на мусульманскую диаспору Европы и утверждению индонезийского элемента в европейской умме. Особенно ощутима в этом направлении деятельность второго по численности объединения мусульман страны «Мухаммадия», насчитывающего десятки миллионов приверженцев.
Эта тактика Индонезии представляется выигрышной на фоне действий Саудовской Аравии по подавлению своими вооруженными силами выступлений гражданских лиц в сопредельных государствах. Соблюдение гражданских прав и их защита становятся важными факторами в борьбе за влияние и расстановку сил в исламском мире, что само по себе явление исключительно новое.