Илдус Файзов стал новым главой ДУМ Татарстана рано утром 13 апреля.
Фото РИА-Новости
Выборы муфтия Татарстана приобрели скандальный характер, как только о них было заявлено. Многие восприняли отставку прежнего главы ДУМ Татарстана Гусмана Исхакова в том смысле, что муфтия «ушли», а с ним уходит и целая эпоха, которую он символизировал. Версий, почему это произошло, было высказано много: и недовольство местных и федеральных властей политикой Исхакова в отношении «нетрадиционных» для Татарстана (то есть салафитских) форм ислама, которые считаются причиной распространения экстремизма; и смена президента Татарстана, который хочет видеть во главе ДУМ нового человека, не связанного генетически с шаймиевской эпохой; и стремление нанести мощный удар по Совету муфтиев России (СМР), костяком которого был ДУМ РТ.
Скорее всего уход Исхакова был обусловлен целым рядом причин. Попытки добиться его отставки предпринимались и раньше, и в ходе предпоследних выборов, еще при экс-президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве, и она почти состоялась. Но тогда бывший муфтий сумел удержаться, как говорили, при условии, что это будет его последний срок.
Вероятно, для Исхакова отставка не стала полной неожиданностью. Судя по тому, как все в целом спокойно прошло, он был готов сам и подготовил ведомство к своему уходу.
В целом ДУМ РТ можно смело назвать если не самым продвинутым, то одним из самых продвинутых духовных управлений сегодня в России. При всей жесткости иерархии, бюрократии и требующегося на все «благословения» председателя в рамках ДУМ действуют, помимо мечетей, религиозных общин и образовательных учреждений, молодежные, женские, социально-благотворительные, общественные организации, ведется по меркам российской уммы широкая издательская и медийная деятельность, действуют детские учреждения, проводятся спортивные и культурные мероприятия. Есть даже группы мусульманских бизнесменов и врачей. Такого больше нигде в России нет.
Руководство ДУМ хотя и держит все под контролем, стараясь возглавить все значимые мусульманские инициативы снизу, но явно дает широкий коридор всем тем, кто признает сложившиеся правила и хочет работать в рамках существующей системы. Порой это могут быть даже идеологические оппоненты (от умеренных салафитов до суфиев), которые в рамках единой структуры в конце концов вносят вклад в общий результат.
Важно и то, что среди имамов в республике значительное число тех, кто имеет определенный уровень религиозного образования. Много молодежи, отучившейся за границей и нашедшей себе место в структуре ДУМ (что не всегда бывает, особенно на Кавказе). Есть подвижки в плане налаживания диалога и сближения со светской интеллигенцией. Тоже не без издержек – но в других регионах и того нет.
В целом опытному глазу видно, как Казань и вообще Татарстан, может быть, даже незаметно для себя сегодня, скажем так, не исламизируется, а мусульманизируется. В том смысле, что мусульманская составляющая все заметнее в социальной, культурной, экономической жизни и в быту простых людей. Если вспомнить, что еще не так давно Татарстан с его крупной индустрией советских времен и всесоюзными стройками был примером ускоренной секуляризации и реально складывавшегося социального винегрета в виде «единой общности – советского народа», нынешнее бархатное и постепенное движение в сторону ислама особенно заметно.
По приблизительным данным, около 12% татар РТ (примерно 5–6% всего населения республики) соблюдают пять основных предписаний ислама, и данная цифра постоянно растет. Если брать эти показатели в татарских сообществах Большой России, они на порядок, а то и на несколько ниже (среди московских татар, боюсь, соблюдающих основные предписания, не наберется и 1%).
Компактное проживание мусульман, своя национальная автономия, единое духовное управление и, конечно, поддержка властей сделали свое дело. И роль Гусмана Исхакова, как бы к нему ни относиться, в этом весьма велика.
Многие в Татарстане сегодня боятся, что смена команды в ДУМ РТ приведет и к смене курса – от сбалансированности к принудительной «традиционализации». А это, в свою очередь, дестабилизирует исламскую общину, особенно молодежь. Боятся гонений на все слишком яркие проявления активности, на все, что не впишется в новую концепцию «традиционного татарского ислама», включая некоторые суфийские и неосуфийские общины.
Разрушение созданного Исхаковым баланса может блокировать и масштабную социально-религиозную работу, которая сформировалась в республике, и привести к откату и стагнации. А если молодежная энергия не будет должным образом канализирована в легальной исламской активности, она может найти выход в «подворотнях» и «квартирных молельнях» с их вульгарным и радикальным пониманием мира и ислама. И тогда борцы за «традиционный ислам» получат результат, обратный желаемому.
Все-таки задача главы ДУМ сегодня в России – это, если хотите, эффективный менеджмент в сфере развивающейся снизу под воздействием множества различных факторов мусульманской жизни, а не конструирование и продавливание в угоду тем или иным силам и чиновникам некой «традиционной мусульманской» идентичности, во многом мифологизированной. А ключевая проблема в российской умме – это не противостояние «традиционности» и «нетрадиционности» и даже не «суфизма» и «ваххабизма», а конфликт прогрессивных и модернизаторских тенденций с реакционными.
Другой актуальный вопрос, обсуждаемый широко в узких мусульманских кругах, – как теперь будут строиться отношения ДУМ РТ с Советом муфтиев России. Новый муфтий Татарстана Илдус Файзов уже заявил, что само татарстанское ДУМ в Совет муфтиев не входит, а Исхаков в нем состоял персонально. Таким образом, ДУМ РТ становится независимым от четырех централизованных исламских структур России, и его, естественно, будут ждать в недавно образованной Российской ассоциации исламского согласия (РАИС). Со стороны оппонентов муфтия Равиля Гайнутдина отдаление ДУМ РТ от СМР будет интерпретироваться как утеря Советом лидирующих позиций среди исламских структур России, так как с утратой Татарстана тот теряет львиную долю своих общин и мечетей.
Однако вряд ли татарстанский муфтият пойдет на присоединение к одиозному РАИС или Центральному духовному управлению мусульман под председательством муфтия Талгата Таджуддина, предпочитая переждать в стороне очередную неразбериху в среде официального мусульманского духовенства. А когда все утихнет, скорее всего вдруг выяснится, что ДУМ РТ на самом деле никогда от СМР и не отделялся, просто однажды весной 2011 года его «неправильно поняли». Все-таки из всех централизованных структур татарстанскому муфтияту, как ни крути, Совет муфтиев и лично Гайнутдин ближе всех.