0
2849
Газета Тенденции Интернет-версия

19.01.2011 00:00:00

История обрекла Судан на распад

Александр Крылов

Об авторе: Александр Борисович Крылов - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: судан, государство


судан, государство Независимость христианского юга рождается в дыму пожарищ гражданской войны.
Фото Reuters

В Южном Судане завершился семидневный референдум об отделении и создании собственного независимого государства. Референдум признан состоявшимся, и в нем приняли участие около 80% из более чем 4 млн. зарегистрированных избирателей. На аналогичном референдуме в Эритрее в 1993 году за независимость проголосовали 99,8% участников. Как и тогда, возможность, что южане проголосуют за сохранение единого государства, никем серьезно не рассматривается. Это закономерный итог не только шести десятилетий независимого развития, но и предшествовавшего ему колониального периода.

Судан с площадью 2,5 млн. кв. км и населением в 38 млн. человек является самой большой по территории страной Африки. Независимый Судан унаследовал колониальные границы, внутри которых были произвольно объединены север, населенный арабо-мусульманами (на них приходится более 2/3 населения), и юг, где проживают негроидные племена нилотов.

Во времена британского правления мусульмане и нилоты развивались изолированно. Север, и прежде всего плодородная долина Нила, был превращен в зону производства товарной сельскохозяйственной продукции, юг выделен в изолированные «закрытые» районы, в которых продолжали господствовать патриархальные нравы. Он управлялся косвенно – при помощи племенной элиты, и был превращен британскими властями в «заповедное поле» деятельности европейских миссионеров, обративших значительную часть местных племен в христианство.

В отличие от британских властей, использовавших в своих интересах многообразие покоренных стран, большинство правительств возникших на месте колоний независимых государств Востока начали проводить курс на унификацию и подавление меньшинств. Уже в канун независимости Судана – в период самоуправления (1953–1956) – на смену англичанам на юге пришли новые хозяева. Северосуданцы въехали в виллы колониальных чиновников, монополизировали государственный аппарат, сосредоточили в своих руках торговлю, плодородные земли. Новые власти дошли до того, что начали увольнять с немногочисленных предприятий юга местных рабочих с целью предоставить их места северянам.

Недовольство южан подавлялось, демонстрации протеста расстреливались. Власти независимого Судана не скрывали своего пренебрежительного отношения к южанам – своим «вчерашним рабам»: запретили им жениться на мусульманках, объявили государственным арабский язык, начали насаждать ислам. Все это не могло не вызвать на юге ненависти к «захватчикам-северянам». Еще до провозглашения независимости Судана (1955 год) на юге начался вооруженный мятеж. В ответ власти ввели чрезвычайное положение, начали репрессии, повлекшие массовое бегство нилотов в соседние страны. Но вскоре и повстанцы смогли ответить на террор насилием: ими была создана военная организация «Анья-нья» («Яд змеи»), начавшая вооруженную борьбу за независимость южных провинций.

В первой войне между севером и югом погибли более полумиллиона суданцев, и постепенно для армии стала очевидной бесперспективность ее продолжения. В 1969 году офицеры, успевшие навоеваться на юге, совершили переворот, и у руля страны на долгие годы встал Джафар Нимейри. Его попытка подняться над узкосеверными интересами и найти мирное решение проблемы юга оказалась успешной: компромисс был найден в 1972 году в Аддис-Абебе при посредничестве эфиопского императора Хайле-Селассие I.

Популярность Нимейри достигла на юге апогея, для охраны его безопасности даже было сформировано специальное подразделение из бывших бойцов «Анья-нья». Но затем навязчивой идеей Нимейри стало объединение Судана с Египтом. На юге эта идея не была популярной, недовольство южан усиливалось по мере того, как Нимейри отказывался от Аддис-Абебских соглашений – юг был вновь разделен на три провинции, туда были направлены крупные воинские контингенты с севера, на южан было распространено действие основанных на шариате средневековых исламских законов (включая отсечение рук, публичную порку плетьми, забрасывание камнями и т.п.).

В начале 1980-х война вновь застучала в двери суданского общества: то там, то здесь вспыхивали стихийные выступления протеста, в армии начались бунты военнослужащих-южан. Вскоре было создано Движение освобождения суданского народа (ДОСН), военное крыло которого – Народно-освободительная армия Судана (НОАС) – начало новую войну против центрального правительства.

Главой повстанцев стал получивший образование в США Джон Гаранг. Он с самого начала отмежевался от лозунга отделения юга и заявил, что борется за освобождение всего Судана, в котором будут устранены все национальные и религиозные различия, произойдет смешение арабской и африканской культур. В лозунге Гаранга «перемешать расы и культуры» по образцу США мусульмане увидели угрозу установления «господства негров», что вызвало на севере небывалый рост исламского фундаментализма.

Ожесточенные боевые действия охватили весь юг и прилегающие к нему районы севера. Суданские военные стремились ослабить повстанцев путем разжигания межплеменной вражды. Они начали вооружать и натравливать на родной народ Гаранта – динка – другие племена. В результате против повстанцев выступили не только мусульмане, но и многие племена юга, опасавшиеся установления господства наиболее многочисленных на юге динка.

Межплеменная рознь осложнила положение Гаранга. Против него выступила даже часть племен динка, которые одновременно сражались и против правительства, а также, пользуясь смутой, сводили старые счеты между собой. Но вскоре новые союзники суданской армии стали совершенно неуправляемыми: их грабежи и набеги распространились на прилегающие к югу мусульманские районы.

Казалось, что вакханалии насилия не будет конца. Но в январе 2005 года в кенийской столице Найроби противоборствующими сторонами было подписано мирное соглашение. По нему вопрос о распределении между центром и югом доходов от природных ресурсов, включая нефть, был отложен на шесть лет. Соглашение предусматривало, что по истечении шестилетнего периода автономии на юге пройдет референдум о независимости.

Компромисс был вынужденным для официального Хартума и для ДОСН. Суданское правительство было не в состоянии остановить распространение анархии и военных действий на все новые территории. В 2003 году они распространились на западную провинцию Дарфур, в которой за несколько лет погибли более 400 тыс. человек, численность беженцев составила около 3 млн. На юге межплеменная рознь поставила под угрозу этническое да и физическое выживание местных народов. В этих условиях продолжение военного противоборства между севером и югом становилось самоубийственным для обеих сторон. Осознание этой печальной истины суданскими властями и заявленная ими готовность согласиться с любыми результатами референдума открывают возможность появления в скором будущем нового государства в Африке – независимого Южного Судана.

Очевидно, что отделение Южного Судана не приведет к автоматическому решению острых проблем на севере и юге. Более того, высока вероятность новой конфронтации, на этот раз между соседними государствами. Наглядный пример такого рода дает соседняя Эфиопия, власти которой согласились на проведение референдума, а затем на независимость бывшей северной провинции Эритреи в 1993 году. После этого Эритрея попыталась решать собственные проблемы за счет оказавшейся отрезанной от моря Эфиопии. Это привело к росту напряженности, в 1998 году стороны вернулись к привычному военно-силовому способу решения проблем. Пограничный конфликт между Эфиопией и Эритреей продолжался более двух лет, его жертвами стали десятки тысяч человек. С тех пор граница между двумя странами продолжает оставаться закрытой, а сохраняющаяся напряженность в отношениях между государствами превратилась в одно из основных препятствий на пути их социально-экономического развития.

Нынешнее бедственное положение стран Африканского Рога во многом является следствием того, что страны региона в течение нескольких десятилетий создавали (и продолжают создавать) множество проблем друг для друга и таким образом блокируют попытки улучшить ситуацию в соседних странах. Сохранению напряженности на Африканском Роге способствует и внешний фактор. В частности, американские попытки изолировать и ослабить Судан (объявленный частью «мирового зла») путем формирования в регионе антисуданского политического блока внесли немалый вклад в рост напряженности в отношениях между странами региона. В крайне опасный для региона фактор превращается и суданская нефть, борьбу за контроль над которой уже ведут не только север и юг, но и США, Китай и другие внешние игроки.

В настоящее время для Судана важны не столько заранее предсказуемые результаты проводимого на юге референдума, сколько будущие перспективы развития севера и отделившегося юга. Судьба севера будет зависеть от того, удастся ли суданским властям в условиях жесткого давления со стороны США и их союзников остановить процесс дезинтеграции и всеобщего распада. Похожая задача (прекращение межплеменной вражды и налаживание эффективного управления страной) будет стоять перед властями независимого Южного Судана. Властям соседней Эфиопии после отделения Эритреи удалось остановить процесс всеобщего распада. В другом государстве региона – Сомали – власти утратили контроль над ситуацией, и в настоящее время эта страна-призрак представляет собой наглядный пример вражды и повсеместной анархии.

Как и в случае с Эритреей, проблем с признанием нового государства Африки после его признания Хартумом скорее всего не будет. Так что ООН ожидает очередное пополнение, а политическая карта мира уже в ближайшем будущем может претерпеть изменения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1427
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2389
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1418
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1517

Другие новости