Развитие богословия в церковных и государственных университетах отвечает мировой практике и продолжает идеи отечественных дореволюционных богословов. Богословские, или теологические, факультеты и кафедры в университетах являются местом встречи богословия и соприкосновенных наук, вырабатывают методологическую основу этого взаимодействия, становятся естественной площадкой для обсуждения проблем церковно-общественного взаимодействия. Они успешно готовят кадры, способные вести насущно необходимый диалог между Церковью и обществом, Церковью и государством. Государство и общество не могут игнорировать факты нравственной деградации, кризиса семьи, демографического кризиса. Эти проблемы успешно решаются на основе религиозного мировоззрения и, напротив, с потерей религиозной жизни приобретают масштаб национальной катастрофы.
Для решения важнейшей задачи религиозного просвещения народа и общества необходимы кадры, способные не формально, а качественно справиться с целой чередой серьезных и действительно трудных препятствий. Без фундаментального богословского университетского образования здесь не обойтись.
Основная задача духовных семинарий – подготовка образованных священнослужителей – естественно, становится причиной недостаточно быстрого роста научного уровня. В университетах декларируется подготовка светских специалистов, нацеленных на занятия наукой, преподаванием, общественной, дипломатической или административной деятельностью. Соответственно теологические факультеты светских университетов являются прежде всего научно-образовательными учреждениями. Уровень научных исследований определяет лицо такого факультета, но при этом возникает опасность секуляризации, то есть отрыва теологической науки от религиозной жизни. Известный русский богослов первой половины XX века Николай Глубоковский говорил об этом так: «При одних духовных академиях богословие опять рискует сделаться замкнуто-конфессиональным, а всякая другая «внешняя» теология заранее подвергается подозрению. Только совместное существование в России университетских богословских факультетов и духовных академий лучше всего может обеспечить для богословской науки обязательные права и благие плоды веры и свободы». Для университетского богословского (теологического) факультета задача вернуть гуманитарной науке ее христианскую составляющую является приоритетной и обязывающей иметь не менее высокий уровень.
Не случайно легализация богословия в постсоветской России – лицензирование и аккредитация духовных школ – стала возможной только после разработки на богословском факультете государственного стандарта по теологии, после создания целой системы университетских теологических факультетов и кафедр.
Но при отделении Церкви от государства университетская теология всегда будет нуждаться в тесном сотрудничестве с богословским образованием и богословской наукой, находящимися в ведении Церкви. Для наиболее благоприятного развития не только богословия, но и всего универсума наук требуется сочетание разных форм. Этой цели вполне отвечает развитие богословия как в духовных академиях, так и в университетах.
Наконец, верующие люди должны иметь равные права и возможности с неверующими: получать образование на базе религиозного мировоззрения, заниматься богословской наукой, защищать богословские диссертации и получать соответствующие научные степени и ученые звания.