Дальневосточные регионы России на протяжении последнего десятилетия демонстрируют интересный для нашей страны феномен, не раз отмеченный в СМИ: подавляющее большинство зарегистрированных религиозных объединений составляют там не православные или мусульманские, а протестантские общины самых разных деноминаций. Однако насколько оправданны утверждения вроде такого: «Дальний Восток ушел от православия» и какова реальная динамика изменения состава и численности дальневосточных религиозных общин?
Наиболее разительной ситуация выглядит в Приморском крае. На 1 января 2010 года Министерством юстиции там зарегистрировано 297 религиозных общин, из них 176 (59%) протестантских: 41 пятидесятническая, 40 пресвитерианских, 33 евангельских христиан, 20 адвентистских, 15 иеговистских, 12 евангельских христиан-баптистов, семь методистских, три мормонские, две лютеранские, по одной у Армии Спасения, Новоапостольской Церкви и неденоминированных христиан. У РПЦ в Приморье зарегистрировано 87 общин и еще две у Русской Православной Церкви заграницей, в сумме это лишь 30% религиозных общин края. Сходная ситуация в соседних регионах: в Хабаровском крае с входящей в него Еврейской автономной областью из 201 религиозной организации у протестантов в сумме 113 (56%) общин и 69 (34%) у РПЦ, на Сахалине – из 120 общин 68 (56%) у протестантов и 44 (34%) у РПЦ. Только в Амурской области ситуация начинает меняться – из 127 религиозных общин у РПЦ 61 (48%) и 58 (46%) у протестантов, далее подобный «паритет» сохраняется вплоть до Западной Сибири.
Эта ситуация, нехарактерная для остальной России, обусловлена рядом причин. Во-первых, все указанные выше регионы вошли в состав России достаточно поздно: Хабаровский край в 1858 году, Приморский край в 1860-м, Сахалин в 1875 году. Укорениться здесь до революции Православной Церкви удалось куда меньше, чем в присоединенной еще в XVII веке Сибири, не говоря уже о Центральной России. Созданные еще в конце XIX века Благовещенская и Владивостокская епархии в 1920–1930-е годы прекратили свое существование. В условиях возрождения Церкви в годы Великой Отечественной войны в январе 1945 года создается единая Владивостокская и Благовещенская епархия, но в 1949 году после отъезда ее правящего архиерея она перешла под управление епископа Иркутского и Читинского, и в 1990 году воссоздаются отдельные Владивостокская и Благовещенская епархии.
Вторая и более существенная причина - активная деятельность протестанских миссионеров в постсоветское время. Только в 1999–2000 годах Приморье посетили в общей сложности 418 иностранных миссионеров, из них 319 – протестанты из Южной Кореи и США (не считая протестантских проповедников из других стран). По данным начальника отдела общественных объединений и религиозных организаций Главного управления Минюста России по Приморскому краю Дмитрия Владимирова, в этот период ежегодно поступало до 60 заявок на регистрацию религиозных общин. Позже этот бум спал, в 2003 году на регистрацию поступило лишь 18 заявок, но к 1 января того же года в крае уже были зарегистрированы 285 религиозных общин, из которых 173 (60%) составляли протестантские.
А вот динамика последующих лет показывает совсем иные тенденции. С 2003 по 2010 год количество общин Русской Православной Церкви в Приморье возросло с 68 до 87 (на 19 общин, или на 21%), а число всех протестантских общин – со 173 до 176 (на три общин, или на 2%). За семь прошедших лет лишь на три возросло количество общин евангельских христиан, на две – Свидетелей Иеговы и пресвитериан. За это же время на две уменьшилось число общин у адвентистов и на одну – у Новоапостольской Церкви и методистов.
Таким образом, статистика и динамика религиозной жизни в Приморье показывают, что за последние семь лет Московскому Патриархату удалось ускорить динамику прироста своих общин в регионе. Вполне возможно, в обозримом будущем результаты деятельности РПЦ по увеличению количества православных общин можно будет наблюдать и в абсолютных показателях.