Современные друиды сделали легенды былью.
Фото Reuters
Великобритания официально признала религией языческий культ друидов. 21 сентября государственная Комиссия по делам благотворительных организаций (Charity Comission) приняла после четырехлетнего рассмотрения вопроса решение о том, что поклонение духам природы представляет собой религиозную деятельность. Комиссия признала право одной из крупнейших неоязыческих организаций страны «Сеть друидов» (Druid Network) на такие же налоговые льготы, какие имеют, например, христианские Церкви страны. Это решение вполне может стать важным прецедентом для аналогичного признания и регистрации других языческих культов, возрожденных и приобретших тысячи адептов. По словам специализирующегося на вопросах религии журналиста BBC Роберта Пиготта, «друидизм сейчас популярен более чем когда-либо в истории Британии, начиная с появления в ней христианства».
Численность собственно организации «Сети друидов» (Druid Network) не особо велика – сами они говорят о 350 членах. Но исследование, проведенное в 2003 году программой BBC Inside Out, показало, что уже тогда в Соединенном Королевстве насчитывалось 10 тыс. практикующих последователей друидизма, и количество их быстро растет. В последние годы праздники друидов на летнее солнцестояние у Стоунхенджа собирают по 20 тыс. человек.
Правда, к историческим, хорошо известным из сочинений римских авторов язычникам, современные друиды имеют отдаленное отношение. Жрецы, державшие в страхе кельтское общество и приносившие человеческие жертвы, исчезли уже в начале новой эры. Центром их культа действительно была тогда Британия – Юлий Цезарь сообщает, что учение друидов «возникло в Британии и оттуда перенесено в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с ним познакомиться, отправляются туда». В 43-м году н.э. Британские острова были завоеваны римлянами. Правивший в то время император Клавдий, как сообщает римский историк Светоний, «богослужение галльских друидов, нечеловечески ужасное и запрещенное для римских граждан еще при Августе, уничтожил совершенно». А в 61-м году н.э. Гай Светоний Паулин, наместник Британии, захватил и уничтожил главные святыни друидов на острове Англси в Ирландском море. Несколькими веками позже, уже после ухода римлян из Британии, страну завоевали англосаксы, загнавшие кельтов (уже христианизированных) в горы Уэльса и Корнуолла. Они поклонялись богам Вальхаллы, а позже приняли христианство. От друидов не осталось и следа.
Интерес к друидизму проснулся в Британии в XVIII веке и был связан, как это ни странно, с зарождением масонства. Чтобы «представить свою историю более почтенной, «вольные каменщики» возводили ее начало к иудейскому царю Соломону, известному по Ветхому Завету как строитель Храма в Иерусалиме. Но некоторые искали корни и в своей старине, благо в XVIII веке Британия как раз переживала всплеск романтического интереса к древностям. Многочисленные руины, разбросанные по всей стране, приписывались чаще всего друидам. В 1740 году Уильям Стакли опубликовал книгу «Стоунхендж, храм британских друидов», где утверждал, что это грандиозное сооружение в виде «каменной ограды» было когда-то друидским святилищем. Правда, в наше время археологи выяснили, что Стоунхендж был создан вообще задолго до появления кельтов в Британии, но идея Стакли живет в массовой культуре до сих пор.
В 1781 году Генри Херл учредил в Лондоне «Древний орден друидов». За полвека к 1831 году орден разросся до 193 «рощ» (так там назывались ложи) и 200 тыс. членов. Однако после раскола в 1833 году орден заметно ослабел, хотя и сохранился до ХХ века. Известны фотографии 1900-х годов, запечатлевшие его членов в белых балахонах на фоне камней Стоунхенджа. Однако число групп друидов, совершавших свои ритуалы в Стоунхендже, неуклонно снижалось: если в 1919 году было пять таких групп, то в 1949 году – две, а в 1955 году – всего одна... Ордена «друидов» со своими обрядами переместились в центр Лондона, где в 1960-е годы периодически шокировали публику маршами в белых балахонах или игрой на огромных медных рогах. В 1964 году член «Древнего ордена друидов» Росс Николс основал свой «Орден бардов, оватов и друидов» (барды и оваты – известные из «Географии» римского историка Страбона названия кельтских певцов и прорицателей). От собственно друидов в ордене Николса барды и оваты отличаются цветовой гаммой одежды: если друиды носят белые балахоны, то барды – зеленые, а оваты – синие.
Между тем, начиная с 1972 года каждое лето в Стоунхендже проходили историко-музыкальные фестивали, кульминация которых наступала 21 июня – в день летнего солнцестояния. С каждым годом на этот «английский Вудсток» приезжало все больше и больше народа. С 1977 года полиция начала огораживать от них древний памятник забором с колючей проволокой. В 1984 году собравшиеся 65 тыс. зрителей устроили масштабные столкновения со служителями закона. Фестивали с тех пор уже не проводили, но вскоре на этом же месте начались мероприятия под эгидой нового «Секулярного ордена друидов», более близкого массам и ориентированного на модную идеологию New Age. В конце 1980-х годов предпринимались даже попытки организовать какое-то объединение на базе существующих орденов – «Древнего ордена друидов», «Ордена бардов, оватов и друидов», «Секулярного ордена друидов» и «Ордена друидов Гланстонбери». Впрочем, они закончились неудачей.
В 1990-е годы развитие массмедиа и Интернета сделали идеи друидизма доступными для миллионов людей, и началось пополнение их рядов. Как уже упоминалось, в 2003 году в Великобритании уже насчитывалось порядка 10 тыс. друидов. Процветает друидизм и в другой англосаксонской стране – телефонный опрос 50 тыс. респондентов, проведенный в 2001 году в США American Religious Identification Survey, показал, что, если спроецировать определенные в нем пропорции на все население страны, в США обнаружится 33 тыс. друидов.
В 2003 году в Британии образуется упомянутая выше «Сеть друидов» – своего рода координационный центр, занимающийся пропагандой их идей в СМИ и добивающийся юридического признания статуса этой религии. Благодаря его усилиям и заявкам друидизм сейчас получил официальный статус.