Вилдерс (слева) с однопартийцами празднует успех на выборах в Европарламент 4 июня 2009 года.
Фото Reuters
Еще одной европейской сенсацией наряду с крупным успехом ультраправых на выборах в Венгрии могут стать назначенные на 9 июня выборы в парламент Нидерландов. Одним из фаворитов предвыборной гонки является ультраправая Партия свободы (Partij voor de Vrijheid, PVV) во главе с Геертом Вилдерсом. На недавних выборах в муниципальные органы власти PVV добилась впечатляющих успехов – в городе Алмере с населением 200 тыс. человек она заняла первое место с 21,6% голосов, в столице и третьем по населению городе страны – Гааге – второе с 17,1%. Прогнозы социологов показывают, что партия Вилдерса имеет перспективы получить на выборах в парламент больше всех голосов, обойдя традиционные партии – консерваторов из Христианско-демократической и социал-демократов из Партии труда – и взяв минимум 27 из 150 депутатских мест в парламенте, а ее харизматичный лидер даже сможет претендовать на место премьер-министра.
Партия свободы (которую не стоит путать с одноименной партией в Австрии), как и венгерская «Йоббик», сравнительно молода – она возникла в 2005 году. Ее создатель Геерт Вилдерс с 1998 года являлся депутатом парламента страны от либеральной Народной партии за свободу и демократию, а в сентябре 2004 года покинул ее и организовал новое политическое объединение, ориентированное на антиисламизм. Сначала Вилдерс протестовал против принятия Турции в Евросоюз, но затем он нашел более перспективную тему – страх перед исламистами в самих Нидерландах. 2 ноября 2004 года в Амстердаме мусульманин-экстремист застрелил режиссера Тео ван Гога. После этого всего за одну неделю в разных городах страны были подожжены восемь мечетей и одна исламская школа. Ставка на антиисламизм и протесты против иммиграции из стран Северной Африки, которую Вилдерс подкрепил выпуском фильма «Фитна» в 2008 году, оправдала себя – на выборах 2006 года партия Вилдерса получила 6% голосов и девять мест в парламенте, на июньских выборах 2009 года в Европарламент – 16% от поданных нидерландцами голосов.
Впрочем, с правыми радикалами из «Йоббика» партию Вилдерса сравнить трудно – идеалом для него служат не фашистские партии и диктаторы 30-х и 40-х годов, а традиционная европейская демократия (но только для «коренных жителей»). Если «Йоббик» заявляет, что Венгрия, как и Палестина, «находится под сионистской оккупацией», то Вилдерс открыто признается в любви к Израилю и называет его «первой линией обороны Запада перед лицом мирового джихада». Впрочем, для Нидерландов с их традиционно крупной и влиятельной еврейской общиной и прочными устоями демократии иная тактика, как показал пример неудачи местных фашистов в 30-е годы, и не подойдет. Другое дело, что за умеренной риторикой Вилдерса могут скрываться другие националистические деятели, уже не столь умеренные.
Ряд европейских националистических движений последних лет старается откреститься от обвинений в фашизме и расизме, акцентируя внимание на противостоянии «исламо-фашизму» (модный термин в этой среде последних лет). 7 марта этого года, когда Вилдерс демонстрировал свой фильм в британской Палате лордов, в центре Лондона прошел митинг «Английской лиги обороны» (English Defence League) с лозунгами: «Англия нуждается в Геерте», «Англия приветствует тебя, Геерт», «Мы никогда не покоримся исламу», «Добро пожаловать, Геерт Вилдерс! Исламские экстремисты – вон!». До этого активисты «Лиги» распространили видео, где в их рядах показаны чернокожие (отрицание расизма) и сжигается флаг со свастикой (отрицание нацизма), на митингах «Лиги» демонстрируются флаги Израиля. Тем не менее контингент их маршей остается прежним – это ультраправые фанаты и прочая наголо стриженая агрессивная молодежь. Также многие указывают на тесные связи «Лиги» с ультраправой Британской национальной партией. Таково второе наряду с откровенными радикалами из «Йоббика» уже более внешне умеренное лицо современных европейских ультраправых...