Знаменитая "блондинка джихада" Колин Лароуз может служить примером того, как неофитам исламизма легко обманывать спецслужбы.
Фото Reuters
В последнее время все активнее в деятельности радикальных исламистских группировок стали участвовать так называемые «новые мусульмане», то есть представители других религий, перешедшие в ислам. К их числу принадлежат «американский талиб» Джон Уокер Линд, воевавший на стороне этого радикального движения, Адам Гадан, которого еще называют англоязычным рупором «Аль-Каиды», Абу-Мансур аль-Амрики – один из руководителей сомалийской группировки «Аш-Шабаб», Дэвид Хедли, в числе прочих организовавший теракт в индийском городе Мумбаи в ноябре 2008 года.
В России в центр внимания СМИ также попали активисты незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе Саид Бурятский (Александр Тихомиров), воевавший на стороне «амира Имарата Кавказ» Доку Умарова, и Владимир Ходов, захвативший школу в Беслане в 2004 году.
Новые адепты любых религий, как правило, отличаются повышенной нетерпимостью к иным взглядам, они более радикальны, чем те, кто воспринял веру в семье. По мнению известного французского исследователя ислама Оливье Руа, для «Аль-Каиды» новообращенные мусульмане не просто средство запутать следы для спецслужб – это способ стать глобальным движением. За последние восемь лет практически в каждой ячейке этой организации присутствовали так называемые новообращенные мусульмане, что является не случайностью, а их структурной особенностью.
Известный французский исследователь Жиль Кепель пишет, что даже если «новые мусульмане» составляют незначительное меньшинство участников таких организаций, тем не менее они вызывают особую настороженность со стороны спецслужб, поскольку, не проявляя религиозности, могут без труда ввести в заблуждение правоохранительные органы. Оливье Руа считает, что новообращенные становятся фундаменталистами не только по причине войны в Ираке, а прежде всего потому, что они не востребованы западным обществом. Этот французский автор сравнивает возникающие в настоящее время исламистские группировки с ультралевыми группами 70-х годов («Красные бригады»), совершавшими свои акции во имя победы «всемирной революции».
Французский эксперт в области терроризма Ален Родье говорит, что Франция занимает у радикальных исламистов особое место. Из 50 тыс. французов, принявших ислам, около 1,1 тыс. являются приверженцами радикальной его версии, а примерно 5 тыс. симпатизируют салафитам.
Российский востоковед Роберт Ланда в этой связи пишет, что число новообращенных в европейских странах продолжает расти, причем за счет как коренных жителей, так и выходцев из среды африканских иммигрантов, которые у себя на родине были не очень тверды в христианстве, считая его чуждой религией, навязанной миссионерами. «Рожденные заново» в исламе, они как бы воплощают в жизнь потребность в причастности к великой исламской умме.
Исследователи выделяют несколько причин роста числа новообращенных мусульман в странах Евросоюза, среди которых отмечают желание разнообразить свою жизнь, чтобы она не протекала «от вечеринки до вечеринки, от одного просмотра футбольного матча до другого». После принятия ислама европейцем у него появляются новые друзья. Многие из опрашиваемых неофитов заявляют, что теперь их окружают «новые братья», они чувствуют себя в общине мусульман как дома, востребованными и нужными, а следование шариату «упорядочивает их жизнь, создает некий смысл служению высшей цели». Живя в потребительском обществе, далеко не все согласны с его системой ценностей, нравственными акцентами и подсознательно ищут людей со схожими взглядами на окружающую действительность.
«Белые мусульмане» рассматриваются руководителями экстремистов в качестве важного звена в борьбе против США и стран ЕС, так как они имеют неарабскую внешность, им легче раствориться среди коренного населения европейских городов и осуществлять террористические нападения. Американские эксперты весьма встревожены прогрессирующей исламизацией Старого Света, где мусульмане не ассимилируются в западное общество и его культурную среду, а формируют обособленные закрытые сообщества. Вместе с тем рожденные и выросшие в Европе молодые мусульмане не выделяются на общем фоне благодаря свободному знанию языков, образа жизни и нравов западных стран, полученных в местных учебных заведениях.
В США развернулась дискуссия об исходящей из Европы угрозе исламского терроризма. Серьезность ее обусловлена тем, что радикалы в Европе из числа мусульман – граждан европейских стран – членов НАТО могут очень легко проникать в США, используя упрощенные визовые процедуры и таможенные формальности, существующие в рамках евро-атлантического партнерства.
С другой стороны, существует опасность распространения радикальных форм ислама среди неофитов в самих США. Известный идеолог «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири призвал христиан-афроамериканцев, проходящих службу в вооруженных силах США, перейти на сторону последователей «чистого ислама». Он с негодованием отмечает, что ему «обидно, когда чернокожие американцы стреляют в мусульман». «Почему он (афроамериканец. – «НГР») воюет с нами, когда режим крестоносцев в Вашингтоне преследует его так же, как он преследует нас, и угнетает его так же, как угнетает нас? Возможно, его предки-рабы из Африки были мусульманами, как и мы». По словам Завахири, чернокожие американские солдаты умирают ради приумножения миллионов Белого дома, получая лишь «объедки за пролитую кровь или за то, что они вернутся с войны калеками».
Подобные тревожные тенденции наблюдаются и в нашей стране. Недавно на одном из радикальных сайтов появилась публикация о так называемой стратегии «Одинокого волка», в которой автор статьи задает вопрос: «Что пугает ФБР и лишает их ночью сна и спокойствия днем?» И сам же отвечает: «Одинокие волки» «Аль-Каиды». Он говорит о членах «спящих» ячеек, «бродящих по улицам западных городов с обманчивой (то есть европейской) внешностью». По его мнению, именно такие террористы больше всего будут беспокоить спецслужбы.
Исламские радикалы не только внедряют в сознание новообращенных мусульман экстремистскую идеологию, но и создают новые стандарты поведения в молодежной среде Западной Европы. Именно для них создается привлекательный имидж ислама, формируется культ «настоящего мусульманина». «Афганские» и «иракские» ветераны после возвращения в Европу становятся очень популярными в мусульманской молодежной среде, ведут вербовку новых бойцов в радикальные исламистские группировки, организуя нечто вроде «джихад-туров» для молодых людей, желающих испытать себя. Исламская молодежь, отправляясь воевать в горячие точки: Кашмир, Ирак, Чечню, Афганистан, Йемен, Сомали, – проходит нечто вроде инициации. Быть мусульманином – значит совершить «джихад-тур» в одно из тех мест, где «неверные» ведут войну против мусульман. Вступивший на путь джихада растет в собственных глазах. Ему помогают «подняться» над обыденной жизнью, почувствовать включенность в круг «избранных», служащих «высоким» целям.