0
7718
Газета Тенденции Интернет-версия

03.03.2010 00:00:00

"Индейская миссия" Американской Церкви

Тэги: апц, религия, майя, индейцы


апц, религия, майя, индейцы Икона священника Джона Джиулиани "Преображение".
Фото www.prairieedge.com

Прошедший 2009 год отметился в том числе такой любопытной тенденцией, как заметный интерес православных проповедников к коренным индейским народам Америки.

На традиционных Свято-Иннокентиевских чтениях, посвященных памяти святого Иннокентия Московского, апостола Аляски и Америки, прошедших 2 мая прошлого года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, выступил с докладом и глава Американской Православной Церкви (АПЦ) Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады Иона. Он рассказал собравшимся, что православие исповедует большое число коренных жителей Аляски (алеутов, эскимосов, индейцев-тлинкитов), кроме того, в наши дни оно начало распространяться и среди других коренных народов Америки – среди ацтеков в Мексике, желание принять крещение у православных миссионеров выразило и немалое число народности майя в Никарагуа и Сальвадоре.

Византийская традиция у потомков Монтесумы

Митрополит Иона подчеркнул масштабы намечающейся миссионерской деятельности и призвал к ней своих слушателей (студентов православного вуза): «Я говорю не об отдельных людях – я говорю о сотнях, тысячах людей. Нам нужны миссионеры. Язык майя так же просто изучить американцу, как и русскому, то есть очень сложно┘ В этом потребуется ваша помощь, вы получаете хорошее теологическое образование, и у вас есть возможность выполнить миссионерскую задачу не только в вашем обществе и в вашей стране, а может быть, и за океаном».

Еще раз настойчиво вернулся к этой теме Митрополит Иона во время посещения Москвы в декабре 2009 года, рассказав в интервью православным СМИ о перспективах «индейской миссии»: «Недавно 5 тысяч индейцев из 23 населенных пунктов штата Веракрус крестились в православие. Однако на такую огромную массу прихожан приходится всего один священник. В Мексиканском экзархате вообще очень мало клириков. Все они – мексиканцы, в том числе правящий архиерей – епископ Алехо (Пачеко-Вера)┘ В Гватемале мое внимание привлекает многотысячная группа людей, желающая принять православие. Большая ее часть принадлежит к народу майя. Если мы возьмем к себе этих гватемальцев, а также представителей коренного населения из других стран Латинской Америки, то индейцы могут стать главным этносом в Американской Православной Церкви. Лично я был бы этому рад┘ Католическая Церковь стремительно теряет влияние в Латинской Америке, виной чему – ее тесные связи с высшими классами общества. Значительная часть бедных слоев, составляющих большинство населения региона, разочаровалась в католических пастырях и примкнула к протестантам, мормонам и другим сектантам».

О нарастающем кризисе в Католической Церкви в Латинской Америке и уходе от нее прихожан в протестантские движения с озабоченностью говорят в последние годы и местные католические епископы («НГР» от 06.06.07). Так что перенос симпатий каких-то групп туземцев, исповедующих католицизм, к православию ввиду близкой обрядности вполне возможен.

Чтобы оценить весь размах планов Митрополита Ионы, надо сказать, что сегодня число прихожан Американской Православной Церкви составляет 1,2–1,3 млн., это в основном потомки переселенцев и недавние иммигранты из числа традиционно православных народов Европы и Ближнего Востока: сирийцев, греков, болгар, сербов, румын и восточных славян (последние составляют устойчивое большинство). Для того чтобы ведущее место в ней заняли индейцы, потребуется крещение в ближайшие десятилетия сотен тысяч человек! Насколько реалистична эта задача?

Тем более что богослужения у православных индейцев предполагается совершать на их разговорных испанском или португальском языках. А их мало кто знает. Как говорит Митрополит Иона, «несколько общин в Латинской Америке хотят войти в состав Американской Православной Церкви. Мы были бы рады принять этих верующих, но о них некому будет заботиться, поскольку у нас крайне мало священнослужителей, говорящих на испанском или португальском языках».

Особый дух индейского христианства

Надо сказать, что для проповеди среди индейских народов Америки мало одних лишь подготовленных и знающих язык миссионеров – нужны еще и знание, и понимание особой их культуры и духа, который у индейцев прерий и индейцев сельвы, конечно, различен, но все-таки близок между собой и отличен от духа европейских переселенцев. Их древняя культура и духовное наследие у нас лишь отчасти известны по книгам путешественников и исследованиям антропологов, по переводам индейских легенд и «Книги Пополь-Вух», экзотическим картинам, музыке, фотографиям, репортажам┘ Сам владыка Иона признается: «Я испытываю самые теплые чувства к индейцам. В университете я изучал антропологию, увлекался культурами майя и ацтеков. Это огромные и удивительные цивилизации. Мне нравится Латинская Америка в целом – ее искусство, музыка, литература, кухня».

Надо отметить, что сам Митрополит Иона – в миру Джеймс Паффхаузен – типичный американец, принадлежавший до 19 лет к Епископальной Церкви, в православие он перешел уже будучи студентом Калифорнийского университета, было это в 1978 году. Вырос он в Калифорнии, в городе Ла-Хойя близ Сан-Диего, среди латинос, и хорошо представляет специфику своей потенциальной паствы.

Да и упомянутый им в интервью епископ Мехико, экзарх Мексиканский Алехо (Пачеко-Вера) – мексиканец. Управляемый им с 2005 года Мексиканский экзархат перешел в АПЦ из Мексиканской Национальной Старокатолической Церкви сравнительно недавно – в 1972 году. Он тоже пока невелик – в нем всего 9 приходов, тогда как на территории США у АПЦ их 623. История обращения мексиканцев в православие была непростой: в конце 60-х – начале 70-х годов местное католическое духовенство под руководством епископа Хосе (Кортес-и-Ольмос) создало Православную Католическую Церковь в Мексике, в которой оказалось 20 клириков и около 20 тысяч мирян, и уже потом, весной 1972 года ее привлек в АПЦ и преобразовал в ее экзархат тогдашний епископ Берклийский, викарий Сан-Францисской епархии Димитрий (Ройстер). Расположены его приходы также в основном в индейских окраинных штатах Мексики – Чиапасе, Веракрусе и Халиско.

Что же вызывает помимо социального неравенства отход от Рима индейцев, исповедующих на протяжении многих веков католицизм? Само католическое крещение в исторической ретроспективе воспринимается ими зачастую как следствие завоевания конкистадорами, связанного с гибелью древних индейских культур и государств, с массовым уничтожением, ограблением и порабощением их жителей. Масштабы этой трагедии попытался оценить американский историк Дэвид Стэннард из Университета штата Гавайи – и пришел в своей книге с красноречивым названием «Американский Холокост» (1992) к ошеломляющему выводу о гибели в последующие после Колумба века┘ 100 млн. коренных жителей Нового Света! В одной только ацтекской Мексике из 5–6 млн. жителей в живых после испанского завоевания осталось лишь около 200 тыс. (позже, конечно, число ее жителей вновь начало расти и достигло численности времен Монтесумы лишь к началу XIX века).

Особенно резко зазвучали голоса индейцев с напоминанием об этом накануне празднования 500-летия открытия Америки Христофором Колумбом в 1992 году. В письме, направленном тогда Папе Римскому Иоанну Павлу II и подписанном 450 католическими священниками из Мексики, говорилось: «Бедные крестьяне и индейцы желают, чтобы Церковь взяла на себя смелость осудить ту оправдательную роль, которую она играла┘ в ходе Конкисты, разграбления земель и имущества. Они хотят видеть такую Церковь, которая не посмела бы и думать о Конкисте как о некоем божественном инструменте для евангелизации».

С этой же точки зрения можно понять и достаточно сложное отношение индейцев к православию. В опубликованной в нашем издании несколько лет назад статье Дмитрия Урушева о православии в Америке («НГР» от 10.06.04) показано, как медленно и противоречиво развивалась православная проповедь даже среди индейцев Русской Америки, Аляски и Калифорнии. Эскимосы и алеуты быстро крестились, они по сей день православные и носят русские фамилии, а индейцы категорически отказывались и порой даже убивали православных миссионеров (например, мученик иеромонах Ювеналий, 1796 год). «Тлинкиты не спешили принимать «русскую веру», опасаясь стать такими же «калгами» (рабами) русских, как и алеуты. Поэтому к началу 20-х годов XIX века, как писал мореплаватель А.П.Лазарев, «при всех усильных и попечительных стараниях успели только несколько индианок окрестить и выдать замуж за промышленников».

А вот когда Аляска была продана Соединенным Штатам и власть перешла к янки, на Аляску устремились золотоискатели и протестантские миссионеры, когда обязательным и в гражданской, и в церковной жизни стал английский язык (что третировало аборигенов) – тогда симпатии у индейцев обратились к православным. В 1894 году в городке Джуно на Аляске крещение приняли сразу 200 индейцев, для которых из Сибири даже привезли по морю в разобранном виде деревянный храм. Православные священники изучили язык тлинкитов, перевели на него богослужение и Библию.

1890-е годы вообще были для индейцев США периодом духовной пустоты и исканий. Поражение в войне с регулярными войсками США (1860–1870-е, знаменитые «индейские войны») вызвало среди тех, кто остался в живых, кризис, поиск каких-то новых духовных практик. Принять веру «бледнолицых» завоевателей значило подчиниться им и духом, индейцы категорически отказывались это сделать – многие, как наиболее воинственное и непримиримое племя дакота, отказывались даже носить такую же одежду, как белые, только традиционную индейскую одежду из выделанных бизоньих шкур. Но и бизонов завоеватели истребили. Индейцы голодали, ощущая одновременно и духовный голод – их старые шаманские культы показали свою слабость и несостоятельность, не смогли помочь в борьбе с захватчиками. Многие стали искать какой-то подходящий им вариант религии, соединяющий и христианство, и их местные традиции.

Зимой 1889/90 года среди индейцев дакота распространился новый синкретический культ, в котором соединились христианские и индейские шаманские мотивы. Он назывался «пляска духов» (ghost dance), а проповедовал его «великий пророк» Вовока (Джек Уилсон). Вовока учил, что «Великий Дух наслал на индейцев более сильную расу, дабы наказать за грехи, и что теперь грехи будут искуплены». Он обещал скорый конец мира и приход Мессии, который погубит всех белых страшным потопом или ураганом, а умерших индейцев и бизонов воскресит. Принятие его культа выражалось в экстатической «пляске духов» с нанесением на себя особых знаков красной краской; Вовока обещал, что адепты его веры, исполнившие пляску в традиционных индейских рубахах, станут неуязвимы для пуль «бледнолицых». «Пляска духов» была в прямом смысле слова утоплена в крови спешившимися солдатами 7-го американского кавалерийского полка в «бойне на ручье Вундед-Ни» 29 декабря 1890 года – под их прицельным огнем на заснеженной равнине тогда полегло 350 дакотов, большую часть которых составляли женщины и дети. Тела убитых были свалены в одну огромную братскую могилу.

А для некоторых других оставшихся в живых групп индейцев находкой оказалось православие – христианство, но другое, чем у их завоевателей, и к тому же разрешающее богослужение и Библию на их родном языке. К 1912 году Православная Церковь насчитывала в США уже 2 тыс. прихожан из числа индейцев (для сравнения из числа крестившихся еще в XVIII веке алеутов и эскимосов соответственно по 5 и 3,1 тыс.). Добавлю, что, по оценке уже упомянутого нами историка Дэвида Стэннарда, к тому времени на территории Соединенных Штатов от недавно еще многочисленных индейских племен осталось в живых лишь 400 тыс. человек┘


Икона священника Джона Джиулиани «Богородица Хопи».
Фото www.prairieedge.com

Индейцы на американских иконах

Уже в наши дни в Америке появились необычные для тех мест иконы, исполненные в традиционной православной технике, изображающие святых и даже Иисуса Христа, Троицу и Богоматерь в образе простых индейцев. Написаны они католиком – священником-бенедиктинцем Джоном Джиулиани. О его своеобразном движении от католичества к православию в индейской тематике стоит рассказать отдельно.

Джон Джиулиани родился в семье бедных иммигрантов из Неаполя, рано ощутил желание стать священником. Был рукоположен в 1960 году, а в 1977 году создал в коннектикутском городке Уэст Реддинг небольшую бенедиктинскую общину, где и несет служение с тех пор, изредка выбираясь в другие города. Впрочем, и это со временем показалось ему недостаточным – в 1989 году он начал учиться у русского эмигранта Владислава Андреева технике православной иконописи, изучал культуру индейцев хопи, сиу и навахо. До поры до времени это было лишь влечение души, американцы любят изучать искусство небольших народов, живущих в Штатах┘

Но в 1992 году прозвучали слова Папы Иоанна Павла II, сказавшего в своем послании на Пасху, что пять веков насаждения католичества в Новом Свете не принесли коренным жителям континента справедливости, и в годы Конкисты, и сейчас именно они оказались больше всех обделены и лишены элементарных прав.

Для искренне верующего католика, и к тому же итальянца, такая переоценка Папой роли Христофора Колумба не могла не стать шоком и поводом для раздумий. Сам патер Джон позже скажет: «Как католический священник и сын итальянских иммигрантов, я несу на себе религиозное и этническое бремя преступлений, совершенных моими предками против коренных жителей Америки. Многие из них были обращены в христианство, но при этом им было трудно сохранить свою национальную культуру. Я хочу изобразить христианских святых как индейцев, дабы подчеркнуть их первоначальную духовность на этой земле».

Последняя фраза близка к идеям знаменитого индейского знахаря из племени оглала-дакота Черного Лося (1863–1950), жившего в резервации Пайн Ридж, рядом с которой и протекает печально известный ручей Вундед-Ни. Один из духовных лидеров своего племени, он, чудом уцелевший в той страшной бойне, под влиянием жены-католички крестил своих детей и сам крестился в 1903 году. Но не отказался от древних индейских духовных традиций, считая, что они были даны когда-то индейцам Богом, чтобы подготовить их таким образом к принятию Христа. Об этом же несколько лет назад сказал и Папа Римский Бенедикт XVI: «Коренные жители Америки внутренне искали Христа, не осознавая этого, и охотно приняли Дух Святой».

Итак, католический священник Джон Джиулиани начал писать иконы, которые сейчас находятся в индейских храмах и школах в резервации оглала-дакота в Пайн Ридж (штат Южная Дакота), где жил когда-то Черный Лось, и в католической церкви Святого Дэниса в городке Кроу Эдженси (штат Монтана) близ резервации племени кроу («воронов»).

Серии и отдельные образы икон Джиулиани названы по именам индейских племен – самая большая серия носит имя кроу, она подарена в 1997 году церкви в городе Кроу Эдженси, но есть и иконы «Богоматери аймара», «Христа навахо» и иные, связанные с коренными народами как Северной, так и Центральной и Южной Америк. Бог-Отец и Бог-Сын приобретают у иконописца черты простых индейцев, Святой Дух изображен в виде сокола, Богоматерь с внешностью бедной индейской женщины┘

Парадоксальным образом уже после ухода русских из Америки тема индейцев стала для русского ума и сердца своей и родной. Целые поколения выросли на романах Фенимора Купера и Майн Рида.

Что ж, можно только приветствовать, если сегодня эта связь укрепится и через религию. Но, помня историю принятия христианства индейцами, – идти к ним стоит только людям с чистыми помыслами, как куперовский Соколиный Глаз, ибо в противном случае миссия будет обречена на провал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1773
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3747
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2802
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2284

Другие новости