Американская Daily News 19 января поместила материал о громком скандале, начатом сообщением телекомпании ABC о том, что американская компания Trijicon, производящая оптику для армий США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, наносит на прицелы снайперских винтовок кодификацию из библейских цитат. Например, JN8:12, что соответственно означает: Евангелие от Иоанна, 8 глава, 12 стих («Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»). Или: 2COR4:6 – Второе послание апостола Павла коринфянам («Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божьей в лице Иисуса Христа»).
Беспокойство представителей вооруженных сил США и Новой Зеландии понятно – их части, вооруженные винтовками с такими прицелами, находятся в том числе в Ираке и Афганистане, что дало бы возможность местным исламистам представить их как новых крестоносцев, а военные действия – как религиозную войну. Представитель вооруженных сил Новой Зеландии майор Кристиан Данн сразу же заявил, что новозеландские военные не будут использовать американское оружие до тех пор, пока Trijicon не уберет с него гравировку. О решении пересмотреть контракт с поставщиком заявили и представители корпуса морской пехоты США. В ответном заявлении оружейная компания из Мичигана подчеркнула, что новозаветные коды наносятся на ее изделия уже более тридцати лет по решению ныне покойного владельца фирмы, и теперь от их нанесения они откажутся, для устранения уже сделанных они направят клиентам специальные наборы инструментов.
Многие расценивают этот скандал как религиозный, хотя скорее наоборот – западные военные всеми силами стараются избежать придания вооруженным конфликтам в странах с преобладанием мусульманского населения, в которые они вовлечены, религиозного характера, так как это наверняка приведет к увеличению их потерь. Так, американским военным в Ираке и Афганистане строжайше запрещено заниматься проповедью своей веры местным жителям.
Итальянская Corriere della Sera и французская Le Temps обратились 27 января к очень похожей теме, связанной уже с исламской тематикой в западных странах. В центре их внимания – обсуждаемый в парламенте Франции законопроект о запрете на ношение хиджаба в общественных местах. Собственно, это лишь продолжение принятого еще в 2004 году закона о запрете на ношение религиозной символики (будь то еврейская кипа, христианский крест поверх одежды или исламская паранджа) в школе, но теперь речь идет уже о попытке вообще изгнать хиджаб из общественной жизни. По мнению некоторых французских депутатов, паранджа – это символ «систем мышления, которые можно охарактеризовать как «варварские» в том смысле, что они отрицают идею прогресса, цивилизации, демократии, равенства полов». Вряд ли французским гражданам, исповедующим ислам, понравится публичное заявление об их «варварстве», эффект будет скорее обратным. Социолог Венсан Гессер, чье мнение цитирует Le Temps, говорит, что многие мусульмане, изначально очень враждебно относившиеся к ношению паранджи, стали им сочувствовать.
Резкую реакцию вызвало и появившееся 25 января интервью краковского епископа и ректора Папской богословской академии Тадеуша Перонека итальянскому католическому сайту www.pontifex.roma.it. За два дня до годовщины освобождения Советской армией концлагеря Освенцим 27 января 1945 года, которая отмечается по всему миру как День памяти жертв Холокоста, этот весьма уважаемый в Польше прелат заявил: «Евреев, несомненно, было большинство, но не только они умерли в концентрационных лагерях», жертвами нацистских концлагерей были «также цыгане, поляки, итальянцы и католики. Холокост, таким образом, выдумка евреев». А попутно, упрекнув евреев в «невыносимом высокомерии», обвинил их в том, что они «используют Шоа (название Холокоста, принятое в Израиле. – «НГР») для получения чаще всего неоправданных преимуществ», в том числе с целью получения финансовой помощи от западных держав и оправдания репрессий Израиля против палестинцев. Впрочем, 25 января польская Gazeta Wyborcza спешно опубликовала новое интервью с Перонеком, который клялся, что ничего подобного не говорил и даже не думал ничего подобного, а журналист итальянского сайта «манипулировал моими словами в несанкционированном интервью». Насколько были эти оправдания задним числом убедительны и многие ли им поверили – сказать сложно. В любом случае интервью Перонека сайту www.pontifex.roma.it, попавшее едва ли не во все сводки новостей на Западе, оставило осадок весьма неприятный и тяжкий.
Многие из новостей, появившиеся после выхода предыдущего номера нашего издания, говорят о возможном использовании религии как своего рода оружия, в обращении с которым стоит быть очень осторожным!