Георгий Завершинский: "Христианство в Западной Европе отодвинуто на задворки общественной жизни".
Фото Антона Куриловича
Информационная политика Церкви меняется. Об этом свидетельствуют как возникновение нового отдела, взаимодействующего со СМИ, так и изменения в работе уже существующих подразделений, ответственных за внешнее представительство РПЦ. Об этих переменах и о том, какой должна быть тональность обращения Церкви к обществу, рассказывает священник Георгий Завершинский, доктор философии, магистр богословия, кандидат технических наук, служивший в нескольких приходах в Ирландии и недавно возглавивший службу коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
– Что изменилось в работе службы коммуникации в связи с созданием Синодального информационного отдела РПЦ?
– В связи с тем, что прежний председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл стал Патриархом, а отдел возглавил архиепископ Иларион, изменился круг задач отдела. На данный момент ОВЦС освещает деятельность Патриарха, связанную только с зарубежными поездками и контактами. А служение Святейшего внутри России находится в ведении недавно созданного Синодального информационного отдела. Хотя до этого отдел занимался освещением всей, а не только зарубежной деятельности Святейшего Патриарха, нельзя сказать, что сейчас функции Отдела сократились. Скорее они изменились, поскольку добавились новые направления работы, в частности, в связи с развитием информационных технологий и необходимостью расширения присутствия Церкви не только в русскоязычном, но и в иноязычном информационном пространстве. Это свидетельство о Русской Православной Церкви, свидетельство о православии во всем мире, на многих языках. Одной из первых перед нами была поставлена задача разработать и поддерживать в оперативном режиме разделы веб-сайта ОВЦС на английском, греческом и итальянском языках. Сейчас уже действуют русскоязычная, англоязычная и грекоязычная версии всего сайта. Буквально на днях мы планируем запустить итальянскую версию. Это серьезная работа, связанная с переводом и редактированием текстов, взаимодействие с читателями иноязычных разделов сайта, осуществление контактов, ответы на вопросы, организация встреч, аккредитация журналистов и так далее┘
– Вы сказали, что на сайт заходят люди из разных стран. Вы ведете какую-то статистику?
– За один месяц англоязычную версию сайта посетили около 18 тысяч человек, а греческую – 13 тысяч. Это в первый месяц существования новых разделов. Я думаю, что в дальнейшем количество посетителей будет расти и мы будем делать для этого все необходимое.
– Что вы думаете о состоянии православных СМИ в России и за рубежом?
– Главное требование для СМИ – успевать за временем. И, как правило, это самое трудное. Оперативность реакции на события оставляет желать лучшего и зависит от многих факторов. Технических возможностей с каждым днем становится больше, но новости с мест, «живое» освещение событий требуют человеческого присутствия, поездок. Часто случается так, что издания берут одну и ту же новость друг у друга и, слегка подредактировав, выдают за оригинальный текст. А это не очень интересно, людям важен первоисточник. Кстати, наш сайт и другие издания ОВЦС – это новостной первоисточник о важнейших событиях церковной жизни в России.
Если говорить о западных странах, где доминирует не православие, а иные конфессии, то православные СМИ, если они там вообще есть, освещают, как правило, внутреннюю деятельность епархий или приходов. Во время моего служения в Ирландии, например, мы разработали и поддерживали веб-сайт, печатали приходские бюллетени и давали регулярный материал для русскоязычной газеты.
– Что вы думаете о работе западных христианских СМИ? Есть чему у них поучиться?
– Западные христианские СМИ, мне кажется, более открыты в настоящее время для обсуждения многих вопросов, которые у нас пока принято не обсуждать, а просто высказывать одностороннее мнение. Но нужно учитывать различие в ментальности и культуре общения в разных странах и регионах. То, о чем можно и должно говорить открыто в одной стране, лучше оставить внутренним делом Церкви в другой. Как и где решать вопрос об открытости, может судить только сама Церковь, которой лучше всего известно состояние общества и то, принесет ли пользу подобная открытость или нет. Например, Католическая Церковь в Ирландии невольно оказалась втянутой в серию скандалов, связанных с давно прошедшим временем и событиями, которые могли и не иметь места или быть представленными не так, как они происходили в реальности. Я говорю о судебных разбирательствах по поводу насилия священнослужителей над воспитанниками или воспитанницами закрытых церковных школ и пансионов. Прошло, может быть, около 50 лет, и теперь пожилой уже человек вспоминает о том, как священник или епископ когда-то проявлял к нему или к ней особое внимание, которое можно расценить как сексуальное домогательство. Было ли это в действительности, теперь уже решает светский суд. В результате такой открытости Церковь в Ирландии невольно оказалась в очень сложной ситуации, но, к счастью, не отказалась от открытого обсуждения и ответа обществу. В результате от общего обвинения в адрес всей Церкви СМИ переключились на рассмотрение частных исков. Это в целом сняло напряженность в обществе по отношению к Церкви и позволило ей продолжить выполнение своей миссии.
Задачи у всех христианских СМИ общие. Информационное пространство сейчас формируется так, что христианству в Европе отводится место на задворках общественной жизни. Основной идеей является то, что все религии равны между собой и по отношению к атеизму. В этом видится отход западной цивилизации от своих истоков. Церковь не должна мириться с этим положением вещей и искать формы и способы такого свидетельства миру, чтобы оно находило отклик в самых различных сферах общества.
Христианские СМИ, находя свое место в общем информационном пространстве, должны постоянно реагировать на события, связанные прямо или косвенно с Церковью, причем реагировать особым образом. Приведу слова апостола Павла, как мне кажется, адекватно отображающие эту ситуацию: «Духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор 2:15). Церковь может выносить суждения о всех событиях, происходящих вне и внутри нее, но внешние оценки Церкви не всегда соответствуют действительности просто хотя бы в связи с отсутствием понимания реалий церковной жизни светскими людьми.
Должна быть открытость, соработничество православных, католических, протестантских СМИ в вопросах нравственности, взаимодействия с обществом на основе общих христианских ценностей и вопросов христианской проповеди в широком смысле этого слова.
– Христианские СМИ на Западе пишут на совершенно разные темы: социальные, политические, экономические, но авторы этих материалов – журналисты-христиане, и они дают именно христианскую оценку происходящему.
– Такого рода публицистика есть уже и в наших православных изданиях, и ее становится все больше. Тон задал Патриарх Кирилл, который идет на обсуждение многих вопросов, которые до этого Церковью практически не обсуждались и не освещались. Важно, что Патриарх идет к молодежной аудитории, которой, чтобы затронуть сердце молодого человека, необходимо сказать что-то искреннее, нефальшивое и ненадменное, без нарочитого «патернализма». Так что импульс дан.
– На Западе существует новое направление христианской миссии, которое называют «радикальная ортодоксия». Что это такое?
– Это очень интересное направление в западном христианстве, которое поражает тем, как живо, интересно, объективно и научно можно подавать «просто христианство». Для Англии – это своего рода традиция: проповедники и миссионеры, рассказывающие о христианстве вообще. Здесь достаточно вспомнить Клайва Льюиса. Конечно, есть определенная специфика, когда речь идет о представлениях англиканского сообщества. Но интересна сама манера, подход к изложению информации, проникновение в аудиторию, ее организация. Представителям радикальной ортодоксии удается, что называется, держать зал. Об этом свидетельствует эфир на национальном телевидении: ВВС каждую неделю в прайм-тайм дает программу одного из представителей радикальнй ортодоксии – Конора Каннингэма.
Особенность проповеди этого движения заключается в том, чтобы те явления общечеловеческой мысли, практики, науки, которые обычно свидетельствуют против веры, понять и увидеть так, чтобы это стало свидетельством за веру. К этому добавляются блестящие ораторские способности и харизма личности выступающих. Все это привлекает внимание общества и дает возможность достучаться до людей, рассказать им то, что они хотели бы знать. Возможно, стоит поучиться такому подходу.