Игумен Иона уверен, что пастырь должен заботиться не только о душе, но и о физическом здоровье прихожан.
Программа «12 шагов», предназначенная для помощи людям, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью, является одной из самых известных методик, имеющей как своих верных последователей, так и ярых противников. Особенно их число увеличилось с тех пор, как эта модель духовного переориентирования зависимых от алкоголя и наркотиков стала воплощаться православными священниками. Одним из тех, кто уверен, что программа «12 шагов» вполне совместима с православием и русской духовной культурой, является руководитель реабилитационного центра «Метанойя» при московском Даниловом монастыре игумен Иона (Займовский).
– Отец Иона, почему вы стали заниматься проблемой алкоголизма?
– Так сложилось, что в нашем обществе от этой проблемы просто не уйти. И многие семьи страдают от алкоголизма близких людей. В моем случае: один из родственников скончался от алкоголизма, а мой ближайший друг – священник – стал спиваться. У него эти проблемы начались после семинарии. Мы очень много обсуждали его пристрастие и возможности выздоровления. Когда я узнал, что он начал посещать группы анонимных алкоголиков, то сначала с недоверием отнесся к этому, считал эти собрания сектой. Но позже мое мнение изменилось: я увидел, что этот человек преобразился кардинальным образом.
– Какие перемены произошли?
– Ну, во-первых, он перестал пить, но это не единственное, что я заметил. Человек стал совершенно иным, он перестал обманывать. И честность в этом случае я рассматриваю как залог выздоровления. Не выздоравливают те люди, которые не могут быть честными с самими собой. Кроме того, он стал намного более достойной личностью, у него очень изменились отношения с женой и с детьми┘
– Как он пришел к этому? Наверное, ему как священнику было особенно трудно прийти в группу анонимных алкоголиков?
– Не то слово. Он шел непроторенной дорогой. На группах, правда, нельзя говорить, кто откуда. Там все просто алкоголики. И это очень важно. Ограждаются анонимность и безопасность каждого человека, может, человек не хочет, чтобы о нем знали в группе как о священнике, как о художнике или, например, враче. Он просто приходит.
– Насколько известно, вы не раз ездили на Запад перенимать опыт работы помощи алкогольно-зависимым.
– Да, и особое впечатление на меня произвел опыт Католической Церкви в Польше. Поляки сделали все на государственном уровне: они создают реабилитационные центры. А директорами этих центров становятся священники, прошедшие специальное обучение. Вот, например, в Варшаве в капуцинском монастыре есть учебно-методический центр, куда приезжают анонимные алкоголики. Особенностью этого центра является также то, что большинство пациентов составляют католические священнослужители, страдающие алкоголизмом.
– Как возник реабилитационный центр «Метанойя» и как сейчас строится его работа?
– Дело в том, что когда я начал заниматься этой проблемой несколько лет назад, то почувствовал, что алкогольно-зависимые люди на определенном этапе, если они работают по программе «12 шагов», начинают тянуться к Церкви: они просят об исповеди, начинают сознательно ходить в Церковь. Об этом свидетельствуют и многие священнослужители. То есть если человек выздоравливает, он неизбежно тянется к Церкви и готовится стать сознательным христианином. В результате мы организовали центр при Даниловом монастыре.
Изначально у меня был помощник, который читал лекции о природе зависимости, о созависимости, о срывах, об этапах выздоровления┘ А потом мы перешли к более церковной форме. Сейчас на встречах мы сначала читаем молитву о душевном покое, которая традиционно принята в содружестве анонимных алкоголиков, впервые я услышал ее от архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Потом мы представляемся. Сотрудники представляют себя, со мной сидит психолог, человек церковный. Это человек еще и находящийся много лет в программе выздоровления. После этого наши гости представляются, говорят о том, какая проблема их сюда привела. Далее я читаю Евангелие воскресного дня. Потом все размышляют о прочитанном. Затем этого я читаю Евангелие второй раз. После этого гости высказываются. Мы просим наших гостей высказываться от первого лица: о своей проблеме, о своем пути выздоровления┘ Выступают все желающие.
– Приходят именно церковные люди?
– Не всегда. Приходят разные люди. А наша задача – помочь, чтобы люди акцентировали свое духовное внимание на самых важных аспектах церковной жизни.
– Основа «Метанойи» – методика западной программы «12 шагов». А в чем отличие от базовой программы?
– Это профилактическая программа, где мы предлагаем нашим участниками делать шаги выздоровления самостоятельно. У нас все-таки церковная группа. Кстати, есть разные системы. Но 12-шаговая система зарекомендовала себя как более действенная, и именно поэтому я выбрал это направление.
– Программа предназначена не только для работы с алкоголиками?
– Да, к нам приходят родственники, так называемые созависимые. Есть костяк, но каждый раз появляются новички┘
– У вас же есть и особая группа для священнослужителей – «Меридиан»?
– Я стараюсь помогать священнослужителям, которые сами столкнулись с проблемой алкоголизма. За прошедшие два года сложилась система общения через скайп. Объединяются Вашингтон, Москва, Подмосковье, Иркутск, Ангарск┘ Это очень важная группа со своей спецификой. К нам постоянно присоединяются священники с проблемами, которых не решишь на обычных встречах анонимных алкоголиков. Поэтому это отдельная группа.
– В православной среде широко распространено мнение, что алкоголизм и наркомания – это грех┘
– А любой врач скажет, что это болезнь. И это одна из проблем церковного взгляда на проблему алкоголизма. Если это грех, то мы должны врачевать его покаянием. Много людей внутри Церкви каются и продолжают пить. Потому что они не понимают, с чем имеют дело, а алкоголизм – сложное заболевание, которое надо лечить. Зависимые же стараются исповедоваться в том, в чем не виноваты, они не виноваты в своей болезни. Непонимание священнослужителями этой проблемы как болезни приводит к тому, что дается неправильное лечение. Это заболевание имеет духовную сторону, для решения проблемы необходимы церковные инструменты, но не только они.
– Как может Церковь помочь в решении этой проблемы?
– Церковь может открыть двери группам анонимных алкоголиков. Открыть двери для их родственников, помочь организовать выступления на приходе. Брать пример в этом с Католической Церкви. Католики ввели в систему социального служения сотрудничество с группами анонимных алкоголиков и наркоманов. У нас же многие священнослужители считают эти группы злом и сектой. Хотя бы потому, что программа имеет американское происхождение. Но, как однажды заметил Игумен Петр (Мещеринов) по этому поводу, тогда «надо все лампочки выкрутить и разбить – их придумал американец Эдисон». Как бы то ни было, эта методика работает, дает результаты, и это является главным доводом в ее пользу.