0
1579
Газета Тенденции Интернет-версия

17.06.2009 00:00:00

Исламские бойцы "незримого фронта"

Дмитрий Нечитайло

Об авторе: Дмитрий Анатольевич Нечитайло - кандидат политических наук

Тэги: европа, мусульмане, движение


европа, мусульмане, движение Юсуф Кардави призывает изолировать мусульман Европы от западного общества.
Фото Reuters

Репрессии против движения «Братья-мусульмане» со стороны светских режимов арабских стран вынудили активистов организации искать убежища в европейских странах. Несмотря на то что большинство исламских активистов в Европе были официальными членами организации «Братья-мусульмане», со временем их связи с головными организациями на Ближнем Востоке утрачивались. Однако «Братьям» удалось найти свою нишу на политической арене Европы.

В настоящее время «Братья-мусульмане» в Европе видят для себя преимущество в диалоге. Их успех в том, что они являются голосом европейских мусульман.

Генеральная линия Ассоциации братьев-мусульман Великобритании (АБМВ) проводится под довольно двусмысленным лозунгом – «Думая глобально, действуй локально». Осуществляя замыслы по мирному созданию «Халифата», они стремятся заручиться поддержкой властей. Стремятся выступить надежным партнером в диалоге с многочисленными последователями исламской религии. «Братья» сотрудничали с лейбористами, в частности с прежним мэром Лондона Кеном Ливингстоном, сосредоточив внимание на антивоенной кампании в Ираке и Афганистане. Более того, мэр британской столицы стал организатором проведения ежегодного Европейского совета по исследованиям и фетвам (ЕСИФ) в Сити-Холле.

В отличие от многих исламских организаций, формирующихся по национальному признаку, в деятельности АБМВ активно задействованы палестинцы, ливийцы, сомалийцы, иракцы, египтяне. АБМВ образует мощную структуру, состоящую из благотворительных фондов, Института исламской политической мысли, медиацентра, Центра международных политических исследований и т.д. Хорошо развитая инфраструктура, диверсифицированная стратегия позволяют довольно быстро упрочивать позиции организации в стране.

Во Франции для усиления влияния в мусульманской общине в 1983 году «братьями» был основан Союз исламских общин Франции (СИОФ). В зависимости от социально-политических условий «братья» меняют тактику. Так, СИОФ в 1989 году принял активную роль в защите права мусульманок на ношение хиджаба. Союз организовал акции протеста под лозунгом – «Мусульмане Франции не могут принять то, что порочит их достоинство», тем самым заслужив авторитет последователей ислама в стране. В настоящее время, когда СИОФ занял лидирующие позиции в мусульманской общине Франции, в руководстве организации осознают, что можно достичь большего, работая в тесном сотрудничестве с властями. Например, в марте 2004 года, когда во Франции был принят закон о запрете ношения религиозной символики, СИОФ не участвовал в акциях протеста.

По мнению руководства СИОФ, исламское движение во Франции должно пройти две стадии. Первая – демократическая, вторая – внедрение шариата среди мусульманского населения Европы. Тем самым возникает тенденция выхода мусульман из-под юрисдикции принявших их стран, провоцируя широкомасштабный ценностно-социальный кризис.

Параллельно тому, как происходит интеграция Европейского сообщества, «Братья» также создают более крупные «организации-зонтики». За последние 15 лет «Братья-мусульмане» основали несколько панъевропейских организаций. Например, в 1989 году – Федерацию исламских общин Европы. Инициаторами образования этой структуры выступили «Союз исламских общин Франции», Исламское общество Германии, Ассоциация братьев-мусульман Великобритании. Активно ведется работа с молодежными организациями. В июне 1996 года мусульманские молодежные организации из Швеции, Франции, Великобритании вошли в Федерацию исламских общин в Европе и Всемирную ассамблею мусульманской молодежи. В этом же году 35 делегатов из 11 стран встретились в Ланкастере (Великобритания) и учредили Форум европейской мусульманской молодежи и студенческих организаций (ФЕММСО). Эта организация объединяет 42 национальные и международные организации, представляющие 26 стран. ФЕММСО к 2003 году, по сути, стал «голосом мусульманской молодежи в Европе». Форум сотрудничает с Европейским парламентом, Советом Европы, ООН. В 2004 году «Братья-мусульмане» учредили Международную ассоциацию мусульманских ученых. По различным оценкам, ассоциация старается упрочить свои позиции среди увеличивающегося молодого поколения мусульман в Европе.

В 1997 году подконтрольная «Братьям» Федерация исламских общин в Европе учредила Европейский совет по исследованиям и фетвам», призванный обеспечить мусульман, проживающих в Европе, религиозными рекомендациями по вопросам, касающимся повседневной жизни в немусульманских странах. Президентом ЕСИФ стал Юсуф Кардави, являющийся основной движущей силой совета.

Некоторые западные исламоведы называют «Братьев-мусульман» «радикалами в овечьей шкуре», которые, демонстрируя свою умеренность, не способствуют интеграции последователей ислама в европейское общество. Например, Юсуф Кардави в своей книге «Приоритеты исламского движения в грядущей фазе» акцентирует внимание на мирных принципах продвижения ислама. Важное значение он придает быстрому росту мусульманского населения в странах Запада. Присутствие мусульман в Европе, на его взгляд, очень важно для распространения «Слова Аллаха». Однако возникает риск, что они «расплавятся» в культурном окружении Европы и утратят исламскую идентичность. Он пишет, что мусульмане, прибывающие в Европу, часто испытывают недостаток основных знаний по исламу, поэтому являются идеальной аудиторией для восприятия пропаганды – «обязанность исламского движения не упустить эмигрантов, не дать им быть подхваченными водоворотом материализма, царящего на Западе». Юсуф Кардави призывает изолировать мусульман от западного общества, хотя и выступает за диалог с немусульманами. Кардави призывает мусульман создать свое «маленькое общество» в рамках «большого общества». Он задает вопрос: «что сохранило еврейскую специфику на протяжении последних веков?» – «Это маленькая община под названием «еврейское гетто». В перспективе он призывает создать свое собственное «мусульманское гетто», окружая островками ислама немусульманское население Европы. Внутреннее управление же здесь должно осуществляться на основе принципов шариата. Создание Европейского совета по исследованиям и фетвам фактически стало первым крупным шагом на пути реализации идей Кардави по введению исламского закона в рамках мусульманских общин Европы.

Умеренный ислам в Европе выступает за мирные способы продвижения ислама. Однако речь не идет здесь об интеграции в принимающее общество, напротив – их цель обособления от культуры Старого Света.

В странах ЕС происходит формирование государства в государстве, отрицающего принципы современного демократического общества. Известный американский автор книги «Смерть Запада» Патрик Бьюкенен констатирует, что выходцы из стран третьего мира способны мирным путем колонизировать в ближайшем будущем страны Европы. С учетом невысокой рождаемости среди коренных европейцев эту тенденцию будет сложно изменить. Европа, сделав ставку на мультикультурализм, сама способствовала изоляции мигрантов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2121
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1369
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1017
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1332

Другие новости