Юсуф Кардави призывает изолировать мусульман Европы от западного общества.
Фото Reuters
Репрессии против движения «Братья-мусульмане» со стороны светских режимов арабских стран вынудили активистов организации искать убежища в европейских странах. Несмотря на то что большинство исламских активистов в Европе были официальными членами организации «Братья-мусульмане», со временем их связи с головными организациями на Ближнем Востоке утрачивались. Однако «Братьям» удалось найти свою нишу на политической арене Европы.
В настоящее время «Братья-мусульмане» в Европе видят для себя преимущество в диалоге. Их успех в том, что они являются голосом европейских мусульман.
Генеральная линия Ассоциации братьев-мусульман Великобритании (АБМВ) проводится под довольно двусмысленным лозунгом – «Думая глобально, действуй локально». Осуществляя замыслы по мирному созданию «Халифата», они стремятся заручиться поддержкой властей. Стремятся выступить надежным партнером в диалоге с многочисленными последователями исламской религии. «Братья» сотрудничали с лейбористами, в частности с прежним мэром Лондона Кеном Ливингстоном, сосредоточив внимание на антивоенной кампании в Ираке и Афганистане. Более того, мэр британской столицы стал организатором проведения ежегодного Европейского совета по исследованиям и фетвам (ЕСИФ) в Сити-Холле.
В отличие от многих исламских организаций, формирующихся по национальному признаку, в деятельности АБМВ активно задействованы палестинцы, ливийцы, сомалийцы, иракцы, египтяне. АБМВ образует мощную структуру, состоящую из благотворительных фондов, Института исламской политической мысли, медиацентра, Центра международных политических исследований и т.д. Хорошо развитая инфраструктура, диверсифицированная стратегия позволяют довольно быстро упрочивать позиции организации в стране.
Во Франции для усиления влияния в мусульманской общине в 1983 году «братьями» был основан Союз исламских общин Франции (СИОФ). В зависимости от социально-политических условий «братья» меняют тактику. Так, СИОФ в 1989 году принял активную роль в защите права мусульманок на ношение хиджаба. Союз организовал акции протеста под лозунгом – «Мусульмане Франции не могут принять то, что порочит их достоинство», тем самым заслужив авторитет последователей ислама в стране. В настоящее время, когда СИОФ занял лидирующие позиции в мусульманской общине Франции, в руководстве организации осознают, что можно достичь большего, работая в тесном сотрудничестве с властями. Например, в марте 2004 года, когда во Франции был принят закон о запрете ношения религиозной символики, СИОФ не участвовал в акциях протеста.
По мнению руководства СИОФ, исламское движение во Франции должно пройти две стадии. Первая – демократическая, вторая – внедрение шариата среди мусульманского населения Европы. Тем самым возникает тенденция выхода мусульман из-под юрисдикции принявших их стран, провоцируя широкомасштабный ценностно-социальный кризис.
Параллельно тому, как происходит интеграция Европейского сообщества, «Братья» также создают более крупные «организации-зонтики». За последние 15 лет «Братья-мусульмане» основали несколько панъевропейских организаций. Например, в 1989 году – Федерацию исламских общин Европы. Инициаторами образования этой структуры выступили «Союз исламских общин Франции», Исламское общество Германии, Ассоциация братьев-мусульман Великобритании. Активно ведется работа с молодежными организациями. В июне 1996 года мусульманские молодежные организации из Швеции, Франции, Великобритании вошли в Федерацию исламских общин в Европе и Всемирную ассамблею мусульманской молодежи. В этом же году 35 делегатов из 11 стран встретились в Ланкастере (Великобритания) и учредили Форум европейской мусульманской молодежи и студенческих организаций (ФЕММСО). Эта организация объединяет 42 национальные и международные организации, представляющие 26 стран. ФЕММСО к 2003 году, по сути, стал «голосом мусульманской молодежи в Европе». Форум сотрудничает с Европейским парламентом, Советом Европы, ООН. В 2004 году «Братья-мусульмане» учредили Международную ассоциацию мусульманских ученых. По различным оценкам, ассоциация старается упрочить свои позиции среди увеличивающегося молодого поколения мусульман в Европе.
В 1997 году подконтрольная «Братьям» Федерация исламских общин в Европе учредила Европейский совет по исследованиям и фетвам», призванный обеспечить мусульман, проживающих в Европе, религиозными рекомендациями по вопросам, касающимся повседневной жизни в немусульманских странах. Президентом ЕСИФ стал Юсуф Кардави, являющийся основной движущей силой совета.
Некоторые западные исламоведы называют «Братьев-мусульман» «радикалами в овечьей шкуре», которые, демонстрируя свою умеренность, не способствуют интеграции последователей ислама в европейское общество. Например, Юсуф Кардави в своей книге «Приоритеты исламского движения в грядущей фазе» акцентирует внимание на мирных принципах продвижения ислама. Важное значение он придает быстрому росту мусульманского населения в странах Запада. Присутствие мусульман в Европе, на его взгляд, очень важно для распространения «Слова Аллаха». Однако возникает риск, что они «расплавятся» в культурном окружении Европы и утратят исламскую идентичность. Он пишет, что мусульмане, прибывающие в Европу, часто испытывают недостаток основных знаний по исламу, поэтому являются идеальной аудиторией для восприятия пропаганды – «обязанность исламского движения не упустить эмигрантов, не дать им быть подхваченными водоворотом материализма, царящего на Западе». Юсуф Кардави призывает изолировать мусульман от западного общества, хотя и выступает за диалог с немусульманами. Кардави призывает мусульман создать свое «маленькое общество» в рамках «большого общества». Он задает вопрос: «что сохранило еврейскую специфику на протяжении последних веков?» – «Это маленькая община под названием «еврейское гетто». В перспективе он призывает создать свое собственное «мусульманское гетто», окружая островками ислама немусульманское население Европы. Внутреннее управление же здесь должно осуществляться на основе принципов шариата. Создание Европейского совета по исследованиям и фетвам фактически стало первым крупным шагом на пути реализации идей Кардави по введению исламского закона в рамках мусульманских общин Европы.
Умеренный ислам в Европе выступает за мирные способы продвижения ислама. Однако речь не идет здесь об интеграции в принимающее общество, напротив – их цель обособления от культуры Старого Света.
В странах ЕС происходит формирование государства в государстве, отрицающего принципы современного демократического общества. Известный американский автор книги «Смерть Запада» Патрик Бьюкенен констатирует, что выходцы из стран третьего мира способны мирным путем колонизировать в ближайшем будущем страны Европы. С учетом невысокой рождаемости среди коренных европейцев эту тенденцию будет сложно изменить. Европа, сделав ставку на мультикультурализм, сама способствовала изоляции мигрантов.